Волжский Четверг, 02 мая
Общество, 30.06.2022 15:24

О детстве, войне и помощи ближнему рассказал Андрей Мазлов, председатель Союза инвалидов Афганистана Волжского

Счастливое детство в СССР, армейская дисциплина, военные действия на чужой земле, семья, любимые внуки и кулинария – таким оказался жизненный путь Андрея Мазлова, председателя Союза инвалидов Афганистана Волжского.

- Я родился в Волжском, в 41 квартале. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что у меня было счастливое детство. Очень теплые воспоминания о семье, детском саду и школе. До сих пор помню имя своей первой воспитательницы из детсада «Солнышко» - Валентина Алексеевна.


Андрей Мазлов и друг детства 

Сильный контраст с современностью – тогда люди были в разы ближе друг к другу. Не могу вспомнить ни одной железной двери во дворах – все всегда было открыто. Ребята, и я в том числе, всегда гуляли большой толпой, вместе. С тех самых времен у меня до сих пор есть друг Андрей, с которым мы вместе всю жизнь. Когда после школы я решил поступать в военное училище, он пошел за мной. Носил форму всю жизнь, а закончил службу начальником штаба на Дальнем Востоке. Сейчас он вернулся в Волжский, получил квартиру, живет, - рассказал Андрей Мазлов.


Андрей Мазлов и сестра, 1 класс

В семье с Андреем росла еще одна Мазлова. Оказалось, у ветерана есть сестра-двойняшка Ирина, которая старше его всего на 20 минут:

- Я с ней всю жизнь бок о бок, она меня защищала иногда. Бывало, конечно, небольшое соперничество, но всегда отношения были очень теплыми, прикрывали друг друга, даже перед родителями, помогали. Вообще семья у нас была полная и любящая. Мама работала проектировщиком, проектировала дома в «Госхимпроекте», который раньше был на Спутнике, на месте современной налоговой. Проработала там всю жизнь. Выросла она в деревне Паника Волгоградской области. Немцев видела, когда ей был годик. Уже в мирной жизни мама служила в армии связистом. А отец не служил – не взяли, потому что был старшим в семье с 5-ю детьми. Их отец был слепым, нужно было кому-то присматривать за ним и младшими. Но папа всегда хотел быть генералом. Вот, вместо него я пошел в военные.


Мама Андрея Мазлова на службе

Еще с детства Андрей Мазлов со своими друзьями, пусть и неосознанно, делал Волжский лучше:

- В 41 квартале на пустыре мы с ребятами, нам было лет по 11-12, решили залить каток. Сами выкорчевывали пни, потом нашли большую балку – сажали на нее девчонок и катали, чтобы выровнять территорию. А потом начали рыть ямы под столбы, чтобы установить забор. Видимо на этом этапе Дом управления или кто-то из администрации заметил, что мы делаем, и они сами затеяли крупномасштабное строительство. Там залили большую хоккейную площадку, которая так и стоит до сих пор на территории школы.

К слову, Андрей учился не только в школе №19. В детстве и юношестве он уделял много времени спорту. Это привело его в спортивную школу.


Андрей Мазлов с сестрой

- В школе №19 я учился до 5 класса со своей сестрой Ириной. В то время наш отец высадил там голубые ели - до сих пор растут. Потом меня забрали в 17 школу, потому что я занимался спортом, баскетболом. Перешел один, без сестры. Класс был дружный.

После школы Андрей по наставлению отца поступил в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова. «Сынок, давай в училище», - вспоминает фразу отца Андрей. 

- Поехал поступать. Правда, при сдаче экзаменов была забавная ситуация, из-за которой меня могли и не взять. Я тогда полным был - спортом бросил заниматься, еще и желтухой переболел. Пришел на экзамен по физике, беру билет, до сих пор помню: «Сила трения и последовательные параллельные проводники». Это самое легкое в физике, и я знал на него ответ, но в парте, за которую я сел, лежала шпаргалка от предыдущего абитуриента. Я сижу, думаю: «Дай почитаю на всякий случай». Вот и почитал. Преподаватель подполковник сразу: «Иди сюда, толстый». Поставил мне 2 в журнал и отчеканил: «Свободен». Сразу после меня поставили в наряд. Я уже, по сути, собирался домой ехать. Но был недобор, снова принимали экзамен. Я пошел. Мне снова попался тот же билет - «Сила трения и последовательные параллельные проводники». Решил не рисковать и сразу вызвался без подготовки ответить. Мне подполковник: «Что, служить хочешь?», я говорю: «Ага». В общем, проснулся уже подстриженным налысо, под крики «рота подъем».


Из своей жизни в училище Андрей помнит много курсантских стажировок: ездили в Абакан и другие города. Запомнились Андреевские лагеря, лыжная подготовка зимой. Оттуда он привез немало воспоминаний.


- У нас в Волжском всегда было мало снега – я практически не стоял на лыжах. Приходилось сложно вставать утром с батальоном, лыжи армейские берешь в руки и 10 км марш-бросок с лыжами в руках, а потом еще километров 15 на лыжах по лесам до Андреевских лагерей. Привыкал потихоньку.


Так прошли для Андрея 4 года училища. Потом его направили в Цхинвал в мотострелковый полк - полгода прослужил там, а затем – разнарядка в Афганистан.

- Из 3 лейтенантов мне выпало поехать туда. Перед Афганистаном приехал в Волжский в отпуск. Попал в то время, когда маму наградили за хорошую работу путевкой в Шри-Ланка. Помню, она 8 марта уезжала туда, а мне 9 марта - в Афганистан. Я говорил маме, что меня отправляют в командировку в другой город, чтоб она не беспокоилась. Зять один знал, в итоге он, правда, рассказал сестре, ну а там уже все узнали.

В этом же отпуске, вспоминает Андрей, он познакомился со своей будущей женой Светланой. Покорила она 21-летнего лейтенанта с первого взгляда. В один из дней своего отпуска Андрей с другом зашли на работу к матери, там он и увидел Свету. Молодую 17-летнюю девчушку в платье: «Поднимаемся по лестнице, смотрю, девушка красивая впереди идет», - вспоминает Андрей. Оказалось, его будущая супруга тоже работала в «Госхимпроекте».

- Я сразу решил познакомиться с ней, говорю: «Здравствуйте, меня Андрей зовут», она смущенно ответила: «Света». На этом пока все и закончилось. Проводил отпуск как обычно – с друзьями гулял, встречался со старыми знакомыми. Так пол-месяца прошло, а Света все из головы не шла. Попросил сестру, она тоже с «Госхимпроекта», узнать у нее, может, хоть номер даст. И дала. Помню, созвонились впервые, договорились встретиться, и я уже пошел встречать ее с института. Она училась в нашем ГОРХОЗе. До конца отпуска оставалось две недели.


Об Афганистане Андрей старался много не рассказывать. Он провел там 4 месяца, но с переходами получилось полгода. Прибыл в 1988 году. Жил в палатке с солдатами, был командиром взвода. Отдельную комнату сделал из ящиков из-под снарядов.

- Там у меня была собака по кличке Лада. Помню, писал Свете: «У меня тут девушка такая - приносит мне с утра полотенце, идем с ней умываться», чтобы она приревновала. Такие еще, ребяческие вещи были. Но она у меня собачница, сразу поняла. У Лады был рак груди. Интересно, что когда мы выходили в СССР, трое суток она ехала на броне: то встанет, то упадет, то встанет опять. Было видно, что плохо себя чувствует. И только мы в Союз вышли, на полигон выехали, она упала замертво. Хозяина вывела и все – вот такая верная собака была.


После выхода войск в Союз Андрея положили в военный госпиталь.

Задачей взвода разминирования в Афганистане была проверка дороги от полка - 2 раза в неделю обязательные выходы. Чтобы обеспечить безопасность полка, мы и обезвреживали и сами прокладывали мины.


Когда Андрей вернулся домой в 1988 году, сразу женился на Свете. По дороге домой он позвонил в Волжский, трубку взяла будущая теща. Самоуверенный военный заявил в трубку: «Готовьтесь к свадьбе». Раньше военным можно было без очереди расписываться: Андрей со Светой воспользовались возможностью и расписались в кратчайший срок, сыграли свадьбу. Во время отпуска жили у тещи, а потом Андрей снова уехал на службу в Цхинвал.


- Жили на квартире у семьи: он – учитель физкультуры, она – воспитательница детского сада. Нам выделили комнату на 1 этаже. До приезда Светы жили втроем с офицерами. Как-то я вызвал Свету сюда, встретил ее в Тбилиси. Она спросила тогда, снял ли комнату, но я решил ее разыграть. Я говорил: «Да, снял, Свет, снял. Там сруб нормальный такой – приедем, печку затопим, пару часов и будет тепло». Она едет молча, потом говорит: «С милым и рай в шалаше». Сказал ей, что завтра ребят приглашу, все щели заделаем и заживем. Последнее, что она спросила: «А там зеркальце-то есть?». Я ей показал такое маленькое, говорю: «Вот такое нашел, повесил». В общем, жути нагнал по дороге, а на самом деле ребят своих попросил переселиться на время, жену привел в нашу комнату. Когда заходили, я глаза Светлане закрыл, и ее аж затрясло. На самом деле хорошая была комната, даже с телевизором. Пожили там недельку, показал ей достопримечательности Цхинвала. Там очень красивые ущелья. А потом она уехала.


Чуть позже у Андрея начались проблемы со здоровьем. Диагноз оказался довольно серьезным и продолжить службу ему не позволили.

- Документы в то время делались долго, полгода служил, пока все оформляли. За это время успел кое-где побывать еще. Как раз в тот год произошло землетрясение в Спитаке, поехал туда со взводом помогать армянскому народу, как, впрочем, вся страна помогала.


Когда Андрея комиссовали домой, он вернулся в Волжский и устроился на завод в отдел стандартизации. Потом его назначили начальником транспортного цеха.

В 1998 году Андрей Мазлов стал руководителем Союза инвалидов Афганистана Волжского.

- Мы собрались коллективом, человек 5, обсудили, что у нас нет инвалидам никакой помощи, и решили создать свою организацию. Я на тот момент был без работы. Предложили меня избрать председателем, я согласился. В 10 микрорайоне нам выделили офис от мэрии, так мы там и находимся. С того момента начали стараться помогать всем. Из последнего, например, нашему парализованному инвалиду привезли электрическую коляску из Москвы. Года 2 назад выбили инвалиду общежитие. Так обстоятельства сложились, что ему негде было жить, остался только гараж, - рассказывает Андрей. - У нас 17 инвалидов с Афганистана. Сейчас уже меньше, человек 15. Еще с Чечни четверо ребят-инвалидов.

Также Андрей входит в группу «Южный Ветер». Они выступают по разным городам региона и России. Чаще всего – в госпиталях, школах и на городских мероприятиях. Во время пандемии выступления встали на паузу, но сейчас все приходит в обычное русло.



- Через 2 года после того, как я вернулся домой, у меня родился сын. Второй – еще через 13 лет. Старший сын с супругой родили нам 3 внуков: в 3 классе девочка, мальчик в 1 классе и самый маленький ходит в детский сад. Младший сын с женой в Москве живет. Ему 19 лет. У него тоже уже девушка есть, Настенька.


Сейчас Андрей уделяет много времени семье – дети, внуки. Очень любит готовить и мечтает о мире во всем мире.

- У меня внучки появились, и я начал печь. Печенья разные, пирожные, торты. С Москвы приезжаю, всегда собираю друзей – они очень любят мои беляши. В Москву еду - своим готовлю, здесь - внучкам. Разные блюда делаю – и первое, и второе, - рассказывает Андрей. Волжский сейчас становится более приспособленным для жителей. Знаете, у меня и жена с сыном младшим в Москве, но я все равно не могу оставить Волжский - самый лучший город в мире и на земле. Так и живу сейчас - месяц там, месяц здесь.


А мечта у Андрея только одна: «Хотелось бы, чтобы в мире все было спокойно».


Валерия Агеева

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица нашего города Волжский  
волжскийволжаневолгоградволгоградская областьлицагородафганвойна
0
0