Когда чужая боль становится твоей: откровенный разговор с сотрудником интерната

Читайте также:
- 320 молодых людей продемонстрируют навыки на «Зарнице 2.0» под Волжским (вчера, 13:24)
- В Волжском ведутся работы по ремонту внутриквартальных территорий и тротуаров (27.06.2025 21:00)
- Алкоголь без маркировки наливали в баре Волжского: видео (вчера, 10:22)
- Акция! Прием уролога с УЗИ и анализами от 3 500 ₽ по карте UDS* (25.06.2025 15:00)
- «Мне стыдно, больше такого не будет»: 18-летний нарушитель ПДД извинился на видео в Волжском (25.06.2025 11:27)
В мире, где зачастую правят стереотипы и предрассудки, есть немало людей, оказавшихся за бортом общепринятых норм. Тех, кому порой не хватает поддержки, признания и возможности реализовать свой потенциал. К счастью, есть те, кто не остаётся в стороне, кто готов протянуть руку помощи, разглядеть искру таланта и вернуть веру в себя. Сегодня мы хотим познакомить вас с человеком, чья деятельность направлена именно на это — на создание мира, в котором каждый имеет шанс на достойную и полноценную жизнь.
Ольга Заикина — заведующий отделением развития адаптационных ресурсов Волжского психоневрологического интерната, активный общественный деятель и создатель множества социальных программ. Ее работа — это не просто профессия, а призвание, которое дарит надежду и возможность раскрыть свой потенциал десяткам волжан.
В этом интервью мы поговорим с Ольгой о ее работе, трудностях и радостях, социальных проектах, борьбе с выгоранием и о том, как стремление изменить мир к лучшему влияет на ее собственную жизнь. Приготовьтесь к откровенному и вдохновляющему разговору о милосердии, самоотверженности и вере в человеческий потенциал.
Детство и юность
Расскажите о своем детстве. Какие самые яркие воспоминания остались у вас? Каким ребенком вы были – мечтателем, бунтарём или тихоней?
В детстве была обычным ребенком, тихоней. Родилась в Волгограде, затем с родителями переехали в поселок Средняя Ахтуба, там же посещала детский сад и школу. Училась на хорошо и отлично, закончила школу с золотой медалью. Часто проводила время у бабушки в частном доме, на огороде, либо помогала пасти коз и коров, у бабушки было большое хозяйство. У отца в то время был мотоцикл с люлькой и меня часто катали в этой люльке по роще. Пожалуй, это мне больше всего запомнилось из детства.
Кто оказал наибольшее влияние на ваше становление как личности? Возможно, это были родители, учитель, друг или какой-то литературный герой?
В школе любимого учителя не было. Родители в плане учебы на меня не наседали, но мне было стыдно приносить домой плохие оценки, поэтому старалась учиться хорошо. Отец был силен в истории и математике, если что-то не получалось, обращалась к нему за помощью. Также у меня есть старшая сводная сестра, которая около 20 лет назад переехала жить в Германию с семьей и, наверное, меня это вдохновило. В классе 7 я решила, что хочу сдавать экзамен по иностранному языку и поступить в ВУЗ по этому направлению.
Какие ценности были важны в вашей семье? Как они повлияли на ваш выбор жизненного пути?
Семья у меня самая обычная, небогатая. Ценности тоже как у всех: уважение, ответственность, трудолюбие.
О чем вы мечтали в юности? Какую профессию видели для себя? Сразу ли пришли к мысли о работе в социальной сфере?
В юности у меня были разные интересы: хотела научиться играть на гитаре, любила рукоделие, посещала кружок по вязанию и со своими работами выступала на сельских ярмарках и даже занимала призовые места. Профессию я выбрала не сразу, но работа в социальной сфере всегда меня привлекала. Я понимала, что могу сделать вклад в общество, помогая людям развиваться, часто в школе давала списывать.
После окончания Волгоградского государственного университета, я отработала 3 года учителем иностранных языков, русского языка и литературы в сельской школе в хуторе Красный Сад. Эти 3 года были наполнены переживаниями и радостью от общения с детьми. Даже успела побыть классным руководителем пятиклашек.
Работа в сельской школе дала мне уникальную возможность не только обучать детей, но и быть частью их жизни, понимая их проблемы и надежды. Это был важный этап в моей карьере, который помог мне укрепить уверенность в выборе социального направления.
Со школы я ушла по причине того, что встретила своего будущего мужа и мы переехали жить в Волжский, добираться до места работы стало совсем далеко. Я даже пошла учиться на права, какое-то время сама водила автомобиль, но долгая дорога все равно выматывала и я решила оставить школу.
Какой самый важный урок вы усвоили в детстве или юности?
В юности пришло осознание того, что все события в жизни происходят не случайно, а имеют свой смысл, который может помочь лучше справляться с трудностями и воспринимать перемены как часть своего жизненного пути. Это позволяет находить позитивные моменты даже в сложных ситуациях, развивать внутреннюю уверенность в том, что впереди нас ждет что-то хорошее. Каждый опыт, будь то положительный или отрицательный, в конечном итоге делает нас сильнее и мудрее. Вера в то, что всё происходящее — это часть нашей судьбы, помогает принимать жизнь такой, какая она есть, и двигаться дальше с оптимизмом.
Работа и карьера
Как вы пришли к работе в психоневрологическом интернате? Что вас привлекло в этой сфере?
В Волжском психоневрологическом интернате я оказалась случайно. Мне предложили попробовать себя на должности специалиста по социальной работе, где основная задача заключалась в организации дневной занятости для проживающих. Первоначально было немного некомфортно, так как обстановка и особенности работы были для меня новыми. Однако со временем я втянулась в процессы, и стала лучше понимать потребности наших жителей. Я начала с небольших мероприятий, таких как кружковая работа и занятия физической культурой, и вскоре заметила, как важно дарить людям возможность самовыражаться и находить радость в повседневной жизни.
В чем заключается ваша работа?
На сегодняшний день я являюсь заведующим отделения развития адаптационных ресурсов. В нашем отделении проживают люди, которым мы помогаем приобретать социально-бытовые навыки, получать образование и развивать профессиональные компетенции. Это позволяет им осваивать навыки, необходимые для успешной интеграции в общество. Ведь у них есть возможность покинуть интернат и начать жить самостоятельно, как только они будут к этому готовы.
Что для вас самое сложное в вашей работе? С какими вызовами приходится сталкиваться ежедневно?
Работа в психоневрологическом интернате действительно очень сложная и требовательная. Недостаток времени является одной из главных проблем. Потребности проживающих могут быть разнообразными и всегда требуют индивидуального подхода. Нам, работникам, зачастую приходится балансировать между выполнением ежедневных обязанностей и оказанием личной помощи каждому человеку. Кроме того, эмоциональная нагрузка также может быть значительной. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда необходимо поддержать жителей в трудные моменты, а это требует не только профессионализма, но и душевной щедрости. Научиться управлять своими эмоциями и сохранять психологическую устойчивость — одно из самых важных навыков для успешной работы.
Что, наоборот, приносит наибольшую радость и удовлетворение? Какие моменты в работе заставляют вас почувствовать, что вы находитесь на своем месте?
Помощь людям - одна из основных причин работать в этой сфере, — это возможность помочь нуждающимся. Видеть, как жители интерната становятся более счастливыми и уверенными в себе благодаря нашей поддержке, — это непревзойденное чувство. Помогая людям с ограниченными возможностями, мы вносим свой вклад в создание более инклюзивного общества. Эти усилия могут изменить стереотипы и помогать другим людям переосмыслять свое отношение к людям с особыми потребностями.
Расскажите о каком-нибудь случае из вашей практики, который вас особенно тронул или запомнился.
В 2022 году я стала инициатором проекта по сопровождаемому трудоустройству недееспособных граждан с ментальными нарушениями. Благодаря реализации этого пилотного проекта было налажено взаимодействие с центром занятости и городскими организациями, и наши особенные жители получили возможность реализовать свое право на труд. Они трудоустроены с учетом своих ресурсов и потребностей и очень этому рады. А я рада и горда за них. Каждый человек имеет право на достойную жизнь и участие в социально-трудовой занятости, независимо от физических или ментальных ограничений. Мы обучаем наших проживающих необходимым навыкам, помогаем развивать их индивидуальные способности и укреплять уверенность в себе.
Какие качества, по вашему мнению, необходимы человеку, чтобы успешно работать в психоневрологическом интернате?
Прежде всего, это эмпатия – способность сопереживать и понимать чувства жителей интерната. Также важно уметь сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Работая с людьми, у которых могут быть выраженные душевные переживания и поведенческие особенности, необходимо не только быть стойким, но и уметь поддерживать других. Стоит отметить, что желание помогать людям и стремление к улучшению их качества жизни является движущей силой для каждого сотрудника в данной сфере.
Как вы справляетесь с эмоциональным выгоранием? Какие у вас есть свои личные “секреты” восстановления сил?
Во-первых, я веду активный образ жизни. Занимаюсь спортом: мы с мужем любим кататься на собственных велосипедах, не упускаем возможности принять участие в велопробегах, крайний как раз состоялся 12 июня; с прошлого года начала сплавляться на байдарках, в этом сезоне планирую продолжить, также у нас есть две замечательные активные собаки- это лабрадор и такса, которые ежедневно требуют не менее двух часов прогулки. Физическая активность помогает не только снять напряжение, но и улучшает общее самочувствие.
Также недавно я закончила годовое обучение по фотосъемке в медиашколе, приобрела профессиональное оборудование и планирую развивать свои навыки сначала как хобби, в дальнейшем возможно получится что-то еще. Как раз в моей дипломной работе я фотографировала своих домашних питомцев.
Помимо прочего с детства мое хобби- это вязание. Я вяжу себе и вяжу другим. Самый лучший способ восстановить силы после насыщенного дня. Во-вторых, я не забываю общаться с друзьями и коллегами и делиться с ними своими переживаниями.
Поддержка окружающих играет огромную роль. Мы часто проводим время вместе, обсуждаем трудные моменты и ищем пути их преодоления.
Наконец, я стараюсь ставить перед собой маленькие, достижимые цели, чтобы сохранить мотивацию и видеть результаты своих усилий.
Какие изменения, по вашему мнению, необходимы в социальных учреждениях России?
Я считаю, что социальные учреждения постоянно должны развиваться и адаптироваться к меняющимся требованиям общества. Важно помнить, что каждая сфера нуждается в постоянном улучшении для повышения качества предоставляемых услуг. Например, полезно было бы внедрять современные технологии, которые сделают процессы более удобными и доступными для всех.
В каких социальных проектах вы участвовали?
В 2022 году по моей инициативе была разработана и реализована пилотная программа «Сопровождаемое трудоустройство получателей социальных услуг отделения учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания», что позволило реализовать уникальный для Российской Федерации опыт организации трудовой деятельности недееспособных граждан с ментальными нарушениями и разработать механизм расходования полученных ими денежных средств. При моем участии 20 граждан с ментальными нарушениями осуществляют трудовую деятельность в том числе в организациях Волжского.
Я активно участвую в экспериментально – методической деятельности учреждения. Мной был составлен регламент тьюторского сопровождения получателей социальных услуг при предоставлении социальной услуги «Содействие в получении образования».
В 2021 году я стала победителем Всероссийского конкурса «Исследовательская работа педагога» с творческим проектом «Педагогический репертуар кукольного театра» и Всероссийского конкурса «Творческие работы и методические разработки» с работой «Трехмерное моделирование».
В 2023 году я совместно с социально ориентированной НКО был реализован проект «Создавая мир вокруг себя» при поддержке Фонда президентских грантов, направленный на обучение людей с ментальными особенностями основам профессии «Агроном», «Ландшафтный дизайнер». Я была участником команды проекта, а именно отвечала за организацию теоретических занятий, подготавливала обучающий материал, видеоуроки, взаимодействовала с участниками проекта из 11 интернатов Волгоградской области по вопросам обучения.
В 2023 году я стала победителем в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере социального обслуживания в номинации «Лучшая практика по социальной реабилитации и абилитации инвалидов» с работой «Сопровождаемое трудоустройство получателей социальных услуг отделения учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания». Награждена грамотой губернатора.
В 2023 году я приняла участие в международной выставке- форуме на ВДНХ в День Волгоградской области на площадке Минтруда «Семья. Работа. Долголетие, представив в составе делегации Волжского психоневрологического интерната инновационную программу самозанятости граждан с ментальной инвалидностью.
В 2024 годустала автором и участником команды проекта «Обучение без границ: 3d моделлер», который получил грантовую поддержку от БФ «Синара». Проект "Обучение без границ "3D-моделлер" направлен на решение проблем социально-трудовой адаптации с использованием современных инновационных технологий, и последующей организации трудовой занятости в области 3d моделирования людей с ментальными особенностями развития.
В 2024 году я стала победителем в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере социального обслуживания в номинации «Лучшая практика построения системной совместной работы стационарных организаций социального обслуживания с волонтерами и негосударственными организациями».
На федеральном этапе конкурса практика заняла второе место. Награждена грамотой губернатора, грамотой Минтруда
В 2024 году я стала автором и победителем проекта при поддержке Росмолодёжь «Сообщество инклюзивных медиа- волонтеров «Я- медийщик». «Я- медийщик» - это первое инклюзивное сообщество медиаволонтеров для молодых людей с ментальными особенностями на территории Волгоградской области. Реализация проекта позволила содействовать профессиональному росту и самореализации особенных волонтеров, проживающих в условиях психоневрологических интернатов региона. Группа проекта в социальных сетях.
В декабре 2024 года проект «Сообщество инклюзивных медиа-волонтеров «Я-медийщик» стал финалистом и победителем народного голосования молодежной премии в сфере медиа и журналистики «Шум». Награждение состоялось в Москве. Награждена дипломом.
5 июня в рамках проведения областного мероприятия «Соцфест» был организован слет инклюзивных медиа-волонтеров на базе лагеря «Сказка». Более 50 инклюзивных участников встретились на одной площадке, чтобы принять участие в захватывающем медийном квесте, создателем которого является Ольга Геннадьевна в рамках реализации проекта «Я-медийщик».
В 2025 году мы совместно с общественным региональным движением «Зеленый дворик» создали на базе Волжского психоневрологического интерната интеграционную мастерскую аддитивных технологий «3Д-инклюзия». Более 40 проживающих интерната обучаются в мастерской современным технологиям: 3д-моделированию, 3д-сканированию, а также аэрографии.
В 2025 году Заикина О.Г. совместно с ОРД «Зеленый дворик» вновь стала победителем в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере социального обслуживания в номинации «Лучшая практика построения системной совместной работы стационарных организаций социального обслуживания с волонтерами и негосударственными организациями». Получили грамоту губернатора.
Я неоднократно в составе команды принимала участие в мероприятиях городского и областного уровня с целью освещения успешно реализуемых практик социальной занятости людей с психическими особенностями, среди них: молодежный фестиваль #ТриЧетыре, фестиваль реабилитационных программ «Другие?».
Личная жизнь
Как ваша работа влияет на вашу личную жизнь? Сложно ли отключаться от рабочих проблем, возвращаясь домой?
Мы с мужем работаем в одной сфере (Муж является социальным работником в Волжском психоневрологическом интернате, а также председателем общественного регионального движения по оказанию услуг в сфере благоустройства и озеленения с предоставлением рабочих мест людям с инвалидностью «Зеленый дворик»), что позволяет нам делиться идеями, поддерживать друг друга и даже обсуждать профессиональные проблемы. Однако, чтобы сохранить гармонию в наших отношениях, мы сознательно выделяем время для «рабочих перерывов». В этот момент мы стараемся говорить исключительно о личных интересах и увлечениях — от совместного отдыха на природе до обсуждения книг или фильмов. Эти моменты общения помогают нам создать здоровый баланс между работой и личной жизнью, укрепляют нашу связь и позволяют избегать выгорания на профессиональном фронте. Я уверена, что такой подход делает наш союз еще крепче.
Что вы считаете своим главным достижением в жизни (не только в профессиональной сфере)?
Я считаю своим главным достижением не только профессиональные успехи, но и способность создать крепкие и доверительные отношения с близкими людьми. На протяжении всей жизни я уделяю внимание семье и друзьям, поддерживаю их в трудные времена и радуюсь вместе с ними в моменты счастья. Эти отношения придают смысл всему, что я делаю, и именно они вдохновляют меня достигать новых вершин в профессиональном плане.
Если бы у вас была возможность изменить что-то одно в мире, что бы это было?
Если бы у меня была возможность изменить что-то одно в мире, я бы выбрала равенство возможностей для всех людей, вне зависимости от их социального, экономического или культурного статуса. Я верю, что каждый имеет право на достойную жизнь. Эта перемена могла бы стать основой для значительных позитивных изменений в обществе, ведь когда у людей есть равные шансы проявить свои таланты и способности, это приводит к процветанию всего общества в целом.
О чем вы мечтаете сейчас? Какие у вас планы на ближайшее будущее?
В данный момент я мечтаю о том, чтобы продолжать развиваться как личность и профессионал. Мне хотелось бы расширить свои горизонты, освоить новые навыки и знания. В ближайшем будущем я планирую начать новый интересный проект.
Какой совет вы могли бы дать молодому поколению, которое только начинает свой жизненный путь?
Насколько молодому поколению нужно дать совет? (*смеется*) Я то сама еще молода, 5 июля кстати день рождения, 32 исполнится. Совет пусть такой будет: Быть открытыми к новым знаниям и опыту. Важно не бояться пробовать новое, ведь именно через эксперименты и ошибки мы учимся и растем. Также я рекомендую честно следовать своим увлечениям и интересам. Найдите то, что вам действительно нравится, и посвятите этому время и усилия.
Олег Евсеев