Общество,
вчера, 08:23
Омельянов день - время последнего снопа и душевной тишины

Читайте также:
- Жара ждет волжан в последний месяц июля: прогноз погоды (вчера, 07:31)
- В Волгограде заживо сгорели 20 собак в пожаре в частном приюте (30.07.2025 10:44)
- Волжские зооволонтеры продолжает миссию добра на Донбассе (30.07.2025 10:01)
- В Волжском ушел из жизни спаситель младенцев, неонатолог Алексей Владимирович Иванов (30.07.2025 13:36)
- Волжские археологи обнаружили следы древней фауны и стоянки человека на Нижней Волге (30.07.2025 11:30)
На Руси 31 июля называли Омельяновым днем. Крестьяне знали: жатва подходит к концу, скоро наступит передышка. Поля уже почти пусты, последние снопы складываются в копны. Это был момент благодарности земле и своим рукам за собранный урожай.
В церковной традиции в этот день вспоминают святого мученика Емилиана. Он жил в IV веке и стал символом несгибаемой веры: во времена гонений он разрушил языческие алтари, открыто выступив против беззакония. За свою смелость был казнен — его сожгли заживо. Народ чтил память святого как защитника правды и силы духа.
Наши предки внимательно следили за природой:
Мухи кусаются активно — скоро пойдет дождь.
Тучи на небе, но пчелы не вылетели — обойдется без осадков.
Пожелтела береза — осень уже на пороге.
Кучевые облака — к ветру и резкому похолоданию.
Если жара разошлась — декабрь будет лютым.
Раки выползли из воды — готовьтесь к грозе.
Традиции и обряды:
Завершение жатвы сопровождалось особым ритуалом. На последней полосе поля крестьяне клали серпы кругом, как символ солнца, и звали священника — освятить орудия, поблагодарить землю и небеса. Инструменты затем обертывали в мешковину и бережно хранили до следующего лета. Верили: если трудились честно — в следующем году поля снова порадуют.
Женщины с этого дня приступали к заготовкам: ставили квас, солили капусту, закрывали банки с малиновым вареньем. В воздухе витал аромат укропа и огурцов — начиналась новая домашняя страда.
После работы люди шли в баню — не только отмыться от пыли, но и смыть усталость души. Веники в этот день были особенными: сплетённые из ржаной соломы, полевых цветов и душистых трав. Говорили, что такой веник возвращает силу и лечит даже невидимые раны.
Чего нельзя делать 31 июля:
С баней были связаны и страшные запреты. Одному туда лучше не ходить — мог встретиться банник, дух-покровитель парной. Он редко показывался, но мог зашуметь, кинуть уголь или даже обжечь кипятком, если человек пришел не с добром.
Банника описывали по-разному:
мохнатый великан с железными руками;
седой старик с листьями на голове;
белый кот или заяц, выскакивающий прямо из печи.
Баня считалась местом между мирами — земным и загробным. Иконы туда не вешали, крестики снимали, а перед входом бросали камень со словами: "Черту в лоб!"
Также 31 июля не подметали пол — считалось, что вместе с сором можно вымести удачу и здоровье. Не устраивали и пышных застолий: чрезмерная еда в этот день грозила бедностью. После заката люди старались не выходить из дому — по улицам могла бродить нечисть.
В церковной традиции в этот день вспоминают святого мученика Емилиана. Он жил в IV веке и стал символом несгибаемой веры: во времена гонений он разрушил языческие алтари, открыто выступив против беззакония. За свою смелость был казнен — его сожгли заживо. Народ чтил память святого как защитника правды и силы духа.
Наши предки внимательно следили за природой:
Мухи кусаются активно — скоро пойдет дождь.
Тучи на небе, но пчелы не вылетели — обойдется без осадков.
Пожелтела береза — осень уже на пороге.
Кучевые облака — к ветру и резкому похолоданию.
Если жара разошлась — декабрь будет лютым.
Раки выползли из воды — готовьтесь к грозе.
Традиции и обряды:
Завершение жатвы сопровождалось особым ритуалом. На последней полосе поля крестьяне клали серпы кругом, как символ солнца, и звали священника — освятить орудия, поблагодарить землю и небеса. Инструменты затем обертывали в мешковину и бережно хранили до следующего лета. Верили: если трудились честно — в следующем году поля снова порадуют.
Женщины с этого дня приступали к заготовкам: ставили квас, солили капусту, закрывали банки с малиновым вареньем. В воздухе витал аромат укропа и огурцов — начиналась новая домашняя страда.
После работы люди шли в баню — не только отмыться от пыли, но и смыть усталость души. Веники в этот день были особенными: сплетённые из ржаной соломы, полевых цветов и душистых трав. Говорили, что такой веник возвращает силу и лечит даже невидимые раны.
Чего нельзя делать 31 июля:
С баней были связаны и страшные запреты. Одному туда лучше не ходить — мог встретиться банник, дух-покровитель парной. Он редко показывался, но мог зашуметь, кинуть уголь или даже обжечь кипятком, если человек пришел не с добром.
Банника описывали по-разному:
мохнатый великан с железными руками;
седой старик с листьями на голове;
белый кот или заяц, выскакивающий прямо из печи.
Баня считалась местом между мирами — земным и загробным. Иконы туда не вешали, крестики снимали, а перед входом бросали камень со словами: "Черту в лоб!"
Также 31 июля не подметали пол — считалось, что вместе с сором можно вымести удачу и здоровье. Не устраивали и пышных застолий: чрезмерная еда в этот день грозила бедностью. После заката люди старались не выходить из дому — по улицам могла бродить нечисть.
Олег Евсеев
Новости на Блoкнoт-Волжский