Детство советского ребенка рождалось на оборонных заводах: об истории игрушек СССР и эксклюзивной коллекции Волжского музея
Фото: Блокнот Волжский, коллекция кукол
Читайте также:
- «Я медленно умираю, а мне хочется жить»: жительница Елани со страшным диагнозом добивается диализа в Волжском (18.12.2023 12:30)
- 2 машины, дом и контейнер: сразу три пожара полыхали вечером в Волжском (18.12.2023 11:12)
- 9-месячный младенец пострадал в аварии на кольце СЭС в Волжском (18.12.2023 10:40)
- Главу Волжского Игоря Воронина поздравляем с юбилеем (18.12.2023 10:27)
- В новый год с «Блокнотом». Открыта вакансия корреспондента (14.01.2024 09:30)
В Волжском краеведческом музее открылась выставка игрушек. В коллекции музея есть и эксклюзивные экспонаты и куклы, с которыми играли в советское время. Возможно волжане найдут на этой выставке и игрушки из своего детства. У каждой куклы, как и у людей, своя история.
Во все времена дети любили играть с куклами. На выставке в краеведческом музее хорошо показала эпоха СССР в игрушках. В советском детстве с удовольствием обнимались с плюшевыми медведями, «котами в сапогах», расчёсывали волосы кучерявым блондинкам, шатенкам и рыжим куклам Наташам, Олям, Светам. Шили чепчики и ползунки пупсам, наряжали бумажных кукол, закрепляя клапанами на их фигурках различные элементы одежды. Кто такая Барби, многие советские девчонки даже не знали. Тем детям, девяносто-семьдесят лет назад, дарили больших целлулоидных «голышей». Маленькие «мамы» не задумывались о том, где выпускались их любимцы. Главное - определиться, кто же это будет, девочка или мальчик, и в зависимости от этого шить куклам одежду.
Как рассказала «Блокнот Волжскому» краевед Екатерина Алексеевна Лоскутова, старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея, куклы в коллекции есть очень редкие.
- Изготавливались целлулоидные «голыши» на Охтинском химическом комбинате, который являлся в 30-50-е года прошлого столетия флагманом отечественной химической промышленности. Абрикосовые пупсы с голубыми глазами и светлыми целлулоидными кудряшками до сих пор бережно хранятся в коллекциях любителей кукол. У этих малышей своя история. Хоть изготавливали их на Ленинградском предприятии еще в довоенный период, комбинат, имевший к тому времени уже более чем двухсотлетнюю историю (сам царь Петр Алексеевич своим указом учредил во время войны со шведами создать на реке Охте пороховой завод), выпускал, главным образом, военную продукцию: порох, взрывчатые вещества, ракеты для минометов «Катюша» (в годы ВОВ). Но в 1930-е года на этом военном предприятии, помимо основной продукции, стали выпускать товары народного потребления из целлулоида: гребни и расчёски, мыльницы, футляры для очков. С 1935 года наладили производство целлулоидных пупсов.
В советское время коллекционеры разглядели в одном из них образ маленького Володи Ульянова, которого помещали на октябрятские звёздочки. Так появилась легенда, что это и есть будущий «вождь мирового пролетариата». Но на самом деле родина этого «Володи» - Германия, и звали его первоначально Гансом.
ОХК делал целлулоидных пупсов по немецким формам. Впервые их производство наладили на фабрике «Черепаха» в 1935 году. Помимо «Гансов», «черепашья» фабрика создавала кукол «Инге», «Буби», «Мэди» и других. Поначалу швейного цеха для пошива кукольной одежды на фабрике не было, поэтому пупсов продавали голенькими. Пусть, мол, маленькие хозяйки сами решают, как наряжать своих кукол и шьют им одежду. Охтинский химкомбинат поступал также,- рассказала Екатерина Алексеевна.
Если провести параллели можно найти общее между целлулоидными куклами Охтинского химкомбината и неваляшками. И те, и другие изготавливались на оборонных предприятиях. Да, оказывается, что серьезные оборонные заводы занимались, в том числе и игрушками. «Родина» привычной всем советским малышам Неваляшки – Тамбовский пороховой завод, что находится в городе Котовске. Как и Охтинский, этот завод ещё в царское время наладил производство порохов и взрывчатых веществ.
Уже в советское время, в 1950-е года, на заводе стали также выпускать гражданскую продукцию из целлулоида — побочного продукта производства пороха. Среди этой продукции были куклы-неваляшки. Правда, у целлулоида имеется большой недостаток — он легко воспламеняется. Поэтому его вскоре заменили на бесцветную прозрачную пластмассу ПВХ.
Расцвет «неваляшечного» производства пришёлся на 1970-е года, а в 1990-е именно эта игрушка помогла выжить оборонному предприятию. В городе Котовске даже установили памятник Неваляшке.
- Есть в краеведческом музее и коллекционные куклы. Когда-то в богатых семьях имелись такие раритеты, как куклы известного производителя Арманда Марселя. Выходец из Российской империи жил в Германии, где занимался изготовлением кукол на своём заводе. Поначалу это были только фарфоровые кукольные
головки, затем стали создавать кукольные лица и тела из композита, кожи и кукольные парички. Продукция Марселя была известна во многих странах, не забывал он и о своей родине, куда также импортировались его куклы.
В императорской семье Романовых тоже была коллекция кукол Арманда Марселя. Дело Марселя продолжил его сын Герман в 1919 году. По политическим убеждениям Герман не остался в Зоннеберге, поскольку Тюрингия отошла Германской Демократической Республике. После его отъезда фабрика была национализирована.
В нашей коллекции есть одна из кукол этой фабрики. Она представляет собой пупса в соответствующей одежде для младенцев. Головка сделана из композитного материала, туловище тряпичное. Коллекционеры кукол знают продукцию фабрики Арманда Марселя и могут отличать её по молдам – формам изготовления кукольных лиц и частей тела. Причём молды различных кукол отличаются друг от друга. Куклы внешне могут быть разными и по причёске, и по одежде, но если их личики были сделаны по-определённому молду, то они будут словно сестрички: общие черты, естественно, присутствуют. Наш пупс имеет номер 2542. Под этим номером зарегистрирована отливка данного молда, который принадлежал Арманду Марселю,- прокомментировала краевед.
Есть на выставке и необычная кукла с игрушечной болезнью. В советские времена, девочки имели возможность играть с импортными куклами, которые привозились в Советский Союз из ГДР. Этих «немочек» легко узнать спустя годы по необычной кукольной «болезни»: резиновые части тела, лицо и руки, а иногда туловище
и ноги, покрываются странной «пигментацией»: они начинают превращаться в каких-то негритянок с европеоидными чертами лица. И трудновыводимые, вернее, почти невыводимые пятна могут почти полностью покрывать личико куклы или руки, либо частично. Это результат химических процессов, которые со временем начинают происходить в резине (виниле). Увы, с подобной проблемой сталкиваются многие коллекционеры и владельцы кукол производства ГДР. Советские кукольные Маши, Оли, Зины таким «заболеванием» не страдают.
- Заграничные создания игрушечных фабрик, как и отечественные, имеют своих авторов молдов. Например, милые Красные Шапочки производства фабрики «Ленигрушка» - это творение скульптора, художницы детской игрушки, Марианны Мотовиловой. И Золушки с Мальвинами тоже.
Много замечательных кукол выпускали советские фабрики по молдам Мотовиловой. Советская ребятня жила в стране, где, как писала в своём стихотворении «Твой праздник», Агния Барто, «всех ребят Октябрь сдружил навеки...»: и мальчиков-якутов, и девочек-москвичек с двумя косичками, и узбечек, у которых косичек двадцать пять... Пожалуй, не было такого ребёнка, который хотя бы раз не услышал это праздничное стихотворение, посвящённое «красному дню календаря» - 7 ноября и советскому интернационалу.
Фабрики игрушек в Союзе также включали в свою продукцию кукол в национальных костюмах. Например, украинку «Олесю» выпускали на Донецкой «Укрпромигрушке», а знаменитую латышку «Байбу» в белой накидке виллайне с фибулой сактой на плече и традиционном девичьем венке на голове производила рижская фабрика «Страуме», основной продукцией которой были электробытовая техника и игрушки,- прокомментировала краевед.
Кроме «своих», братских кукол союзных республик, в СССР дети игрались «негритятами» и «китайчатами». Целый интернационал выпускала Ивановская фабрика игрушек: «японки», «узбечки», «таджички», «цыганка Кармен». Среди кукол Ивановской фабрики была и знаменитая Индианка художницы Н.Ю. Кукушкиной. Это пресс-опилочная кукла, как и многие другие, делалась из специальной пресс-массы из бумажно-опилочных материалов. Для её получения использовались отдельные породы деревьев. В массу добавляли специальный клей и после размешивания выкладывали в формы, которые запекались под прессом. Затем части склеивались между собой, шпаклевались и зашкуривались.
Пресс-опилочные куклы - это разновидность кукол из папье-маше. Технология изготовления была сложной, поэтому с конца 1960-х гг. фабрика перешла на изготовление пластмассовых кукол. Стоили подобные «индианки», как и другие пресс-опилочные красавицы, дорого в то время — целых 11 рублей. Не каждая семья могла пожертвовать такой суммой, чтобы порадовать своего ребёнка. Подобные куклы обычно использовались как украшения интерьера или сувениры. Ушла советская эпоха, а вместе с ней такие милые игрушки отечественных фабрик.
Добавим, что в наше время старые игрушки, в том числе и куклы, являются предметом коллекционирования любителей ретро. И чем дальше мы будем отдаляться от советской эпохи, тем ценнее станут её чудом сохранившиеся до наших дней следы.
Напомним, что произошло большое культурное событие в жизни Волжского. В декабре в Волжском открылся обновленный краеведческий музей. Обновленный и модернизированный музей после ремонта превратился в светлое и комфортное современное пространство. На втором этаже расположены постоянные экспозиции из истории сарматов и первостроителей Волжского, а на третьем этаже проходит выставка кукол. На которой представлены не только куклы прошлого века, но и позапрошлого.
Светлана Джигарос
Фото: Александр Агафонов