Волжский Воскресенье, 23 февраля
Общество, сегодня, 10:31

«Любопытство превысило все остальные чувства»: волжанка об образовании в Питере и жизни в Германии

Детство в Волжском, студенчество в Санкт-Петербурге и работа в Германии. Екатерина Донцова рассказала корреспонденту «Блокнот Волжский» о своей истории жизни и поделилась впечатлениями о записи к врачу за полгода, определении судьбы в 10 лет и путешествиях по Европе.

Расскажи о себе. Как проходило твое детство в Волжском?



Меня зовут Донцова Екатерина, мне 39 лет. В Волжском я провела первые 17 лет своей жизни. С 10 лет я посещала детскую театральную студию «Сказка за сказкой» под руководством Ирины Леонидовны Вартановой, которая до сих пор работает. Дальше я перешла в Молодежный театр. К окончанию школы было логично продолжить образование в театральной сфере. Но к тому моменту я поняла, что не хочу быть актрисой, и выбрала себе другую профессию, связанную с театром, но при этом не актерскую.


Что это была за профессия и где ты получала образование?

Образование я получала в Санкт-Петербурге, в тогдашней Театральной академии (сейчас РГИСИ) на театроведческом факультете.



Профессия была связана с наукой о театре. После получения такого образования можно быть театральным критиком, писать статьи о выходящих премьерах, историком театра, преподавателем или, например, редактором в литературном отделе театра, кем я и проработала два года в Санкт-Петербургском театре юных зрителей.

Расскажи о своей студенческой жизни в Питере.

Моя студенческая жизнь была полна настоящей классической студенческой романтики, потому что все пять лет учебы я жила в общежитии. С 2003 по 2008 год моей семьей стали студенты. И это было веселое время. И трудное время. Отчасти потому, что не было поддержки семьи, был период привыкания к жизни вдали от дома. Но мое решение поехать в Питер было принято не потому, что я хотела образование именно в Театральной Академии, а потому, что я хотела в Питер. И конечно, город сам, как большая прекрасная декорация, сыграл свою роль в том, как я жила, в том, как я сейчас воспринимаю то время.



После учебы ты осталась жить в Питере. Сколько лет ты там прожила?

После пяти лет учебы я прожила еще семь лет в Петербурге. Вышла замуж, родила двоих детей. И в 2015 году мы переехали в Мюнхен.

Как ты решилась переехать в другую страну?



Предложение переехать поступило моему мужу. Когда он о нем рассказал, у меня никаких сомнений не было. Я решила, что это классное приключение. И до сих пор наш переезд воспринимаю как классное приключение. Надо уточнить, что я совсем не авантюрный человек, не очень просто решаюсь на какие-то необдуманные шаги. Но любопытство превысило все остальные чувства.

Какие сложности возникли с переездом в Германию? Какие моменты были самыми трудными?

Самых главных две. Первая, самая большая, которая продолжает меня преследовать, это язык. Несмотря на то, что я уже давно говорю, могу поддерживать разные темы, получила даже сертификат C1 (следующий – только немецкий, как родной язык), все равно в бытовых беседах мне не хватает словарного запаса.



А вторая сложность, которая меня постигла, это то, что на момент переезда в Германию моим детям было 4,5 и 2,5 года. Какое-то время был период, когда ты один на один с маленькими детьми в незнакомой стране, без языка. Это было стрессово, но моего оптимизма и жизнелюбия всегда хватало на то, чтобы не впадать по этому поводу в депрессию.

Сколько времени тебе понадобилось, чтобы адаптироваться в чужой стране?

Я не уверена, что этот процесс можно назвать завершенным. Я думаю, что моя адаптация продолжается. Если говорить о формальном налаживании быта, наверное, год прошел, как мы сориентировались, что откуда берется, куда надо идти в определенных случаях. И только через год нам дали детский сад. Это был самый первый выход именно в немецкую среду. До этого мы в целом пребывали в каком-то своем узком семейном кругу, плюс были знакомые. Сейчас русскоязычный круг общения в моем случае перевешивает. Крепких немецких друзей я так и не завела, разве что общаюсь с мамами одноклассников детей. У меня, наверное, весь немецкоязычный круг общения этим и ограничивается.



Какие есть резкие отличия жизни в России от жизни в Германии?

Много бюрократии. Некоторые инстанции кажутся недоступными из-за сложности коммуникации с ними. Если в России уже все переведено в электронный формат, то здесь очень много пишут письма, реальные конверты. Тебе приходят письма постоянно от министерства образования, полиции. Счет за оплату медицинских услуг тоже могут тебе прислать по почте. Второе, что приходит в голову, это медицина. Здесь очень сложно попасть к врачу из-за гигантских очередей. К иным врачам нужно записываться за полгода. Иногда не можешь к врачу попасть на прием, потому что он больше не принимает новых пациентов.



Еще школьная система. Она выстроена так, что у тебя с довольно раннего возраста решаются перспективы твоей профессии. По окончанию четвертого класса определяется, попадешь ли ты в гимназию, реальную школу или в среднюю школу. В средней школе учатся до девятого-десятого класса, а в гимназии до тринадцатого. И только после гимназии у тебя есть возможность обучиться на юриста или врача.

В каких странах ты была еще? Чем они тебя впечатлили?

Меня впечатляет больше всего близость и доступность в Европе большинства стран. Например, летом мы ездим на машине на море в Хорватию. И это даже меньше по километражу, чем тот путь, который занимает от Питера до Москвы. Но за этот путь мы проезжаем пять стран. Вот это очень забавно. Была во Франции, Австрии, Словении, Чехии, Италии, Испании, Эстонии, Латвии. Впечатляет меня всегда больше всего культурная составляющая города. У нас даже есть такой семейный мем, что мама пошла смотреть домики. Потому что я очень люблю рассматривать разные города. Всегда нахожу красивое в любом городе – от маленького провинциального до большой столицы.



У меня есть традиция: когда я где-то бываю в путешествии, я обязательно встаю до рассвета и иду гулять по пустынным улицам, чтобы увидеть город без людей, без машин, увидеть, как он просыпается. Впечатляет всегда, что у любого города, у любой страны есть какое-то свое неповторимое лицо. И я не хочу выбирать что-то одно, мне нравится рассматривать все. При такой доступности разных культур и разных лиц городов очень здорово проявляется ощущение, что ты человек, живущий в этом мире.

Чем ты занимаешься сейчас в Германии?

Я работаю, учусь играть на фортепиано, посвящаю много времени своей семье и бесконечно учу немецкий. Работаю я преподавателем. У меня есть два курса для детей. Один курс на русском в библиотеке имени Льва Толстого. Называется он «Театротека». Это такой образовательный проект для детей, где я в доступной игровой форме рассказываю детям об истории театра. Недавно мы немножко расширились, и теперь у меня есть еще совсем маленькие детки, с ними иной немножко формат. И второй курс - театральные занятия в продленке немецкой начальной школы. Еще я нахожусь в творческом объединении, в рамках которого есть любительский театр, где мы показываем интерактивные спектакли для детей.



Каждое лето ты приезжаешь в Волжский к семье. Какие-то изменения ты видишь в нашем городе? Какие места ты чаще всего посещаешь?

Больше всего я люблю в Волжском то, что остается неизменным. Естественно, все, что мне напоминает о тех годах, которые я провела в этом городе, мне особенно ценно. Я люблю прокатиться на «Орбите», которая остается неизменной. Но я замечаю и те изменения, которые происходят. Тот же парк «Волжский», который раньше был просто пустырем. Теперь это прекрасное место для развлечений. Зимой там можно покататься на катке, а летом прокатиться на чудесном колесе обозрения. И увидеть этот прекрасный закат… несравненные пожары закатов, которые бывают только в Волжском.



Этим летом я с удовольствием прошлась по маршруту с маленькими скульптурками сусликов, сидящими на разных важных архитектурных объектах нашего города. По-моему, это чудесная затея, мне очень понравилось.

Какие планы строишь на будущее? Задумывалась о возвращении в Россию?

Честно признаться, это, скорее, не про меня – строить долгоидущие, очень четкие планы. Я, скорее, придерживаюсь стиля жизни, когда ты о чем-то мечтаешь и прикладываешь небольшие (или большие) усилия. А по поводу возвращения в Россию: в ближайшее время нет. Во многом потому, что дети учатся здесь, и хотелось бы, чтобы они завершили свое школьное образование на одном языке и по одной программе. А второй момент - это корни, которые ты пускаешь в месте, где живешь, какие-то бытовые вещи, к которым ты привыкаешь, и уже сложно от этого отказываться. Но мне часто приходят мысли о том, что пенсионный период я бы с удовольствием провела в России – там, где мне все знакомо, там, где мне все близко и где я чувствую себя своей. Несмотря на всю адаптированность, я, конечно, чувствую разницу культур. Великие Гете и Гофман – они как бы великие, но не твои, не то, из чего ты вырос.


Думала ли ты о том, какой была бы твоя жизнь, если бы ты не переехала? Расскажи, чем бы ты занималась, если бы осталась в России?

Да, я думала и, конечно, приходила к выводу, что это было бы сильно лучше для моего карьерного роста. Я бы продолжила заниматься театроведением, работала бы, может быть, писала критические статьи на спектакли. Было бы проще развиваться в профессии, чем здесь. Но я никогда не думала в направлении того, что что-то идет не так. Все, что происходит, нужно для моей жизни, для моего развития.



Что для тебя Волжский?



Место силы. Какое-то идиллическое место, где я бесконечно счастлива, где мне всегда тепло, где я окружена заботой и вниманием близких, где я все еще пятнадцатилетняя девчонка.

Софья Донцова
Фото: личный архив Екатерины Донцовой

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

волжскийволгоградская областьволжанкасанкт-петербургмюнхен
1
0