Волжский Вторник, 21 мая
Общество, 30.04.2024 14:20

От помощника судьи до писателя детективных триллеров

Юлия Касьян родилась и выросла в Волжском. Начиная свою взрослую жизнь в роли юриста, ей пришло предложение работать в Москве. Юлия решила рискнуть и отправилась покорять столицу. С тех пор ее жизнь кардинально изменилась, она решила оставить профессиональную карьеру юриста и отдать всю себя творчеству. Сейчас Юлия — уже состоявшийся писатель, у которой есть преданные читатели и победы в премиях. О своем детстве и жизни в Волжском, а также о писательских нюансах и своих книгах Юлия рассказала редакции «Блокнот Волжский» в рамках рубрики «Мы из Волжского».


Расскажите немного о себе.

— Меня зовут Юлия Касьян, и я — писатель загадочных детективов. Я родилась и выросла в Волжском, а 10 лет назад переехала в Москву. Под своим настоящим именем пишу триллеры, а под псевдонимом Амалия Лик — истории для более молодежной аудитории, где смешиваю разные жанры. Это фантастические детективы в сеттинге постапокалипсиса, мистические детективы и фэнтези.


В Волжском я закончила 14-ю школу «Зеленый Шум», затем поступила на юридический факультет в ВГИ ВолГУ, а после отучилась в магистратуре Саратовской академии права. Проработала 3,5 года в Тракторозаводском районом суде Волгограда, а после мне пришло предложение по работе и я попробовала себя как юрист в Москве.



 
В отрочестве уже сочиняли прозу или может небольшие миниатюры? Расскажите подробнее о своем детстве.
 
 — В детстве я сочиняла прозу только в рамках школьной программы. Сочинения мне всегда довались легко, мне это нравилось, но сказать, что я видела себя писателем — будет неправдой, потому что со 2-го класса я мечтала стать судьей. У меня папа судья, а мама — скрипачка, артист театра и эстрады. Работает руководителем Волжского оркестра камерной и эстрадной музыки, и в Волгоградском театре «Царицынская опера». Поэтому свое детство я посветила игре на скрипке. Закончила музыкальную школу, но все-таки хотела пойти по папиным стопам, в принципе, что я и сделала.

Детство прошло в Волжском, очень много теплых воспоминаний о даче на шлюзах.  Да, довольно светлые и радостные воспоминания. У меня полная семья: любящие родители, бабушки и дедушки, которые меня всю жизнь поддерживали и поддерживают до сих пор. Детство прошло беззаботным, прекрасным и радостным.

Я очень люблю наш город. Часто приезжаю к родным и периодически вижу надпись на площади им. Ленина: «Волжский — город моей судьбы!». Наверное, в сердце это так и осталось.



 
Что подвигло переехать в Москву?
 
— Почему решила переехать? Наверное, так сложилась судьба. Мне из Москвы пришло интересное предложение, и я решила плыть по течению, рискнуть, попробовать себя в столице. Сделав этот шаг вперед, я совершила большой прорыв как в профессиональной карьере, так и в личностном росте. Это дало базу для понимания своих возможностей и, конечно, подарило мне шанс найти свое место в роли писателя, отдаться творчеству и реализоваться.

Что было самым тяжелым в переезде? Как часто бываете в Волжском?

— Тяжелыми были первые полгода, потому что Москва действительно перемалывает. Столица — совершенно другой город по характеру и атмосфере. Когда ты живешь в Волжском, у тебя много знакомых, тебе всегда готовы чем-то помочь. У тебя есть друзья, родители. Так сказать, настоящая зона комфорта. При переезде в незнакомый город сталкиваешься совершенно с другим миром, миром довольно жестким, где нужно постоянно бороться за место под солнцем: за квартиру, за работу.

Когда я переехала, то очень сильно заболела, видимо, на фоне всех этих переживаний. К тому же, ехала на определенное место работы, которое не оправдало мои ожидания.  Поэтому мне пришлось искать выход. Когда ты одна и нет вокруг опоры, родных людей, на которых можно опереться, то тебе приходится рассчитывать только на свои собственные силы. Но не смотря на неудачи и невзгоды, я нашла в себе новые ресурсы и двинулась вперед.

В Москве для достижения своих целей, ты учишься подстраиваться к обстоятельствам и жертвовать, в первую очередь, своим собственным временем. В Волжском, например, я вставала в 7 утра, в размеренном режиме добиралась до работы, что занимало минут 20-30, а к семи вечера уже была дома. А в Москве мне приходилось вставать в 5 утра. Дорога до работы занимала 1,5 - 2 часа, это при хорошем раскладе, затем 9-10 часов на работе, чтобы зарекомендовать себя и только к 23 часам, выжатая как лимон, я попадала домой. И так продолжалось около 5 лет.

Сейчас, проживая в Москве уже 10 лет, я заработала себе репутацию и имя, что позволяет по-иному относиться к себе и своему времени. Я поняла, что один из самых ценных ресурсов — личное время.

Что же касается родного города, то по мере возможностей стараюсь бывать в Волжском, у меня здесь друзья и родные. Вот, например, собираюсь посетить близких в майские праздники.


   
Расскажите подробнее о своей работе в Москве.

— Несколько раз я меняла компании, где работала, пока не нашла место по душе. Последние 3 года была руководителем направления в одной крупной строительной компании, и  разрывалась между профессией и писательством.  Ровно год назад приняла решение — подарить себе время писать книги. Это было сложное решение, которое невозможно принять без поддержки близких. Но несмотря на все трудности, я была готова пожертвовать достатком и уйти с работы, в очередной раз выйти из зоны комфорта, где я находилась последние годы.

Последние несколько лет у меня был такой распорядок: в рабочие дни — юрист, в выходные и праздники – писатель. Также старалась писать по вечерам после работы. Получается, два года я работала без выходных.

И вот дошла до той грани, когда нужно было принимать решение: либо я посвящаю себя своей профессиональной деятельности, либо выбираю творчество и пробую себя там. Я — человек рискованный, овен по гороскопу, поэтому очень горячий и импульсивный. Выбрала творчество. Хоть я и приняла это решение легко, но далось оно тяжело. Когда я оказалась на вольных хлебах, то уже тогда поняла, что книги не приносят достаточного дохода, нужно приложить тонну усилий, чтобы раскрутить свой бренд. Чтобы тебя узнали, публиковали и читали.

На первом этапе было тяжело. Неизвестный автор, начинающий свой путь в издательстве, в блогерстве, без знакомств и протеже. Это был сложный шаг — я осталась без постоянного заработка, не знала, что нужно делать, чтобы сдвинуться с мертвой точки. И помог телеграмм, год назад начала вести свой канал «Писатель на проводе. Амалия Лик/ Юлия Касьян», здесь я познакомилась с блогерским и издательским мирами. Стала изучать сферу издания книг, вникать в нюансы, общаться с писателями и читателями.

К слову, издание книг — не совсем творческий процесс, вот написание книг — да, но если ты хочешь их продавать и если хочешь, чтобы тебя читали, то это уже коммерческие решения. Твоя книга превращается из творческого пирожного, сделанного для себя, в торт, который ты делаешь для других и предлагаешь читателям.




Когда вы поняли, что литература — ваше призвание? Когда начали писать книги?

— На самом деле писать книги я начала после переезда в Москву, и это началось очень странным образом... с рисования. Я из тех людей, которые любят узнавать и пробовать что-то новое. К примеру, рисовать я никогда не умела, грубо говоря, мой рисунок цветочка — какая-то кривая ромашка. Тогда я купила книги, прочитала, посмотрела уроки и стала рисовать так, как я это вижу, как мне этого хочется. Это был такой всплеск творчества, энергии, которые не про работу (договоры, документы, суды и т.д.), а что-то иное, которое накапливается в тебе и требует выхода. Я достаточно много читаю, и в один прекрасный день я подумала: «Ну, почему я не могу рассказать свою историю? Я тоже хочу поведать миру о том, что было когда-то в моей жизни, о том, что видела или что хотела бы увидеть». Тогда я села и начала писать.

Я написала свой первый роман о любви, который никогда не будет опубликован, так сказать, роман в стол. Там моя юношеская жизнь, переживания, первые чувства, которые я пока не готова показать миру. Затем был длительный перерыв в 4 года, я строила карьеру, в прямом смысле этого слова. Работала день и ночь, чтобы попробовать купить квартиру в Москве и твердо стоять на ногах. Я совершенно не писала, у меня не было на это сил, вдохновения — ничего. Но вот пришло время пандемии, в преддверии которого я стала вновь писать. Мы  были заперты в своих квартирах, наедине с собой, появилась уйма свободного времени. Вторая книга требует доработки, она еще нигде не выходила. Я думаю, она когда-нибудь выйдет, потому что там очень крутая идея про разделение людей, где каждый — одиночка. Когда пандемия была в самом разгаре, а я закончила эту книгу, знакомые попросили больше такое не писать (смеется), а то оно сбывается. «Не надо никого делить, — писали друзья, — А то нас и так уже всех закрыли».

В пандемию родилась первая основательная идея мистического детектива, так как я сама очень люблю читать детективы, это мой любимый жанр. Идея появилась из одного предложения, когда я захотела написать про пять совершенно разных людей, которые чем-то связаны. Это книга «В лабиринте чужих жизней», в августе ожидается выход книги от издательства «Эксмо». Это первая моя основательная история в жанре остросюжетной прозы. Здесь динамичный сюжет, интересные герои, мистика, загадочные события и тайны. В книге жертва расследует собственное убийство. Молодые герои борются не только с внешними проблемами, но и с проблемами восприятия себя в этом мире. Почему это с ними происходит? Как принять себя таким, какой ты есть? Как довериться другому человеку? И вопросы выбора. Вот с этой истории начался мой путь в жанре загадочных детективов.



 
Насколько сильно на вас влияет окружающая действительность?

Конечно она влияет, потому что все истории рождаются под действием тех или иных событий, обстоятельств внешнего мира, когда мы это переживаем и перевариваем по-своему. Пусть это будет совершенно другой мир, но в нем будут встречаться следы и отражения, которые есть и в нашей собственной истории.

Есть ли автор, который вас вдохновляет?

— На самом деле таких авторов достаточно много, я много читаю и слежу за брендами, российскими и не только. У меня есть любимые авторы, которых я ценю именно за их тексты, сюжеты, приемы, которыми они пользуются в жанре детектива, да и не только в этом жанре. Сказать, что они меня вдохновляют? Меня, в принципе, вдохновляют очень сильные люди, которые смогли добиться своей цели, исполнили мечту и взорвали книжный мир собственными историями.

Я сейчас очень много общаюсь с российскими авторами, в том числе детективов и триллеров, потому что на российском рынке сложилось очень неприятное и предвзятое отношение к ним. Нас так воспитывали, наверное, что зарубежное — лучше. Ведь то, что делают где-то там, всегда лучше чем то, что делают наши соотечественники. Я не беру в расчет классиков, а говорю про современный книжный рынок. Эта ситуация мне неприятна, и ее сложно переломить. У нас много хороших авторов, но им нужно что-то невероятное, помимо самого текста, чтобы на их книги обратили внимание. Книжный рынок — море, где ты должен быть дельфином или чудной рыбкой, которых все хотят увидеть. Я надеюсь, что ситуация изменится, и наших читателей будут вдохновлять не только зарубежные книги, но и истории российских авторов, которые красивым языком рассказывают потрясающие истории, у кого есть небанальные сюжетные ходы. В общем, я вдохновляюсь сильными людьми, характерами, духом, способным разрушать стены, которые возводились десятки лет.



 
Есть те, кто пишет, ориентируясь на читателей, а есть те, кто пишет для себя. К какому типу вы себя причисляете?

— Первую историю я писала для себя, она очень личная. В ней я описала все, что хотела пережить и отпустить. Все остальные истории я уже пишу и для себя, и для читателей. Мне хочется, чтобы их прочли, поняли мою идею и прониклись моей историей. 
 
Помните свой первый текст? О чем он был?

— Первый написанный текст: о любви, о вопросе, который тревожит все женские сердца, о предательстве. Поэтому я его прекрасно помню, сейчас он лежит на какой-то флэшке. Хорошо, что он есть.

Расскажите о своей последней книге, а также о премиях и конкурсах, в которых вы участвовали.

— В 2022 году я написала свой психологический триллер «На отшибе всегда полумрак» — история стала трамплином в моей писательской карьере. Книгу я отправила на конкурс, и это тоже загадочная история. Дописывая книгу, я наткнулась в интернете на конкурс детективов от издательства «Эксмо». Я подумала: «Как же я хочу в нем поучаствовать». Посмотрела сроки подачи заявок и поняла, что не успеваю. Через месяц, когда рукопись была готова, я узнала, что в издательстве перенесли сроки подачи и у меня есть целых 2 недели, чтобы отправить работу на конкурс.

Было подано свыше 100 заявок, вначале я попала в лонг-лист (20 работ), затем в шорт-лист и стала призером конкурса детектив от «Эксмо», заняв третье место. Книга вышла от издательства Альфабия.

В 2023 году решила принять участие в конкурсе «Электронная буква» — премия портала Литрес, куда подаются все желающие. Было подано боле 2200 заявок. Прошла в лонг-лист (200 работ), позже попала в номинацию «Дебют года» и в спецноминацию «Самый неоднозначный финал». Следом был шорт-лист (10 работ) и в марте 2024 года моя книга «На отшибе всегда полумрак» стала победителем в спецноминации «Выбор читателей». Я забрала статуэтку, теперь очень счастлива и горда, поэтому книга «На отшибе всегда полумрак» — мой трамплин.

Что же зацепило читателей в этой книге? На Литрес было более 150 отзывов, многие книжные блогеры и читатели оценили мою книгу. В романе две сюжетные линии, они идут параллельно друг другу:

 1. Жестокое преступление. Убийство молодой женщины и расследование этого преступления командой детективов с довольно циничным главным героем.

 2. Вторая линия называется: «На отшибе». В ней рассказывается о жестокой детстве двух детей: пьющий отец, безразличная мать, дети предоставлены сами себе. Я использовалась один интересный языковой ход, который не встречала у русскоязычных авторов: пол рассказчика в линии «На отшибе» вы не проследите, в тексте он не виден, скрыт от читателя. Каждый читатель слышит либо мужской, либо женский голос — очень мощная гендерная интрига, которую оценили очень многие читатели и блогеры. Также поднимается сложная проблематика о взаимоотношении детей и родителей. Как детство влияет на наше восприятие мира? К чему это может привести? Тема тяжелая, о ней не любят говорить, но писать о ней надо. Также я старалась поднять вопрос безразличия к чужим проблемам. Когда многие думают, что это их не касается. Нет, беды детей нас касаются! Нельзя проходить мимо, когда ты видишь, что человек, а тем более ребенок, в беде. Поэтому в книге присутствует символ — зашитый рот. Немного символичный ход, который тянется на протяжении всей книги.

Уже пишите новую книгу? О чем она будет?

— Сейчас я больше пишу легкой молодежной литературы, именно под псевдонимом — Амалия Лик. У меня недавно вышло фэнтези история «Энергик. Тайны академии «Утес»». В ней переплетаются магия, любовь, приключения, загадки, поиск пропавшей сестры. Очень динамичная история, где есть две академии: из одной надо сбежать, в другую надо попасть. В общем довольно легкая история.

Сейчас у меня выходит на Литрес еще одна дилогия. Это фантастический детектив в атмосфере постапокалипсиса — «Кислород». Это новый мир, где нет растений, не хватает кислорода, а в архиве реликтов убивают известного профессора, занимающегося вопросами кислорода. Главная героиня — молодая девушка, работница архива и главная подозреваемая. Ей нужно оправдать себя. Довольно захватывающая история, где есть яркая любовная линия, убийство и его расследование, а также тайны, которые нашим героям необходимо раскрыть.

В черновике на Литресе у меня выходит фантастический триллер, он называется «Пепел мечты. Опасные игры». Это история про игры на выживание. Роман с интересной структурой, где есть 11 игроков со своими секретами и главная героиня, которая должна вычислить, кто убийца, не зная, кто жертва, и что же произошло. Мир, где есть города и парящие острова в небе. Здесь свои принципы, свои идеалы, мечты. Тоже довольно захватывающе.

Также несколько книг у меня сейчас в работе. Мистический триллер-детектив в соавторстве и вторая часть «Энергика». Готовится к выходу «В лабиринте чужих жизней» от «Эксмо». Поэтому работы много. Читатели ждут от меня вторую часть «На отшибе», но это книга очень тяжелая морально. Когда я пишу свои истории, я их переживаю.

Планируете расширить работу на литературном поприще? Например, в будущем стать преподавателем в ВУЗе, как Бродский или Набоков.

— Ну, наверное, в ВУЗ работать я бы не хотела идти, для этого нужно образование, а вот проводить вебинары для литературных школ или рассказывать читателям и молодым авторам о о творчестве, о построении текста, о героях и механизмах создания сюжета. Да, я бы хотела делиться своим опытом. Я считаю, что когда делишься чем-то — ты насыщаешь не только других людей, но и себя. Надеюсь, скоро появится такая возможность, потому что у нас пока только проводятся встречи с читателями.
 
 Планируете ли провести какую-нибудь литературную встречу в родном городе?

— Я очень хочу устроить презентацию своей новой книги в родном Волжском. Но это будет зависеть не только от меня, но и от издательства. Потому что нужно будет, как минимум, привезти книги на презентацию. Так что устроить встречу я бы хотела с превеликим удовольствием: рассказать о себе, о литературе, о том, что происходит сейчас в литературном мире, о трендах и брендах. И, конечно же, рассказать о своих книгах, познакомиться с читателями. Насколько это реализуемо? Пока сказать не могу, но будем надеяться, что издательство мне в этом поможет.

Ну, и так как ваша книга «На отшибе всегда полумрак» — детектив, то кто вам ближе: сэр Артур Конан Доиль, Агата Кристи или Эдгар Аллан По?

— «На отшибе всегда полумрак» — психологический триллер, это хоть и один жанр, но они отличаются по структуре. То есть, я бы сказала, что они отличаются по накалу сюжета. В обычном детективе у нас основной накал – убийство: пружина очень сдавлена, а потом она медленно, за счет расследования, разжимается. Так писали классики жанра, такие как: Агата Кристи, Эдгар Аллан По, Конан Дойл. У триллера, наоборот, с первого шага нарастает напряжение, пружина сжимается до самого конца, пока не настанет мощный финал. Поэтому я бы здесь разделила тех, кто мне ближе. Если брать классиков, то я — давняя поклонница Конан Дойля. Я обожаю Шерлока Холмса, с него и началась моя любовь к детективам. Что касается триллеров, то тут, наверное, я бы больше говорила о современных авторах. Мне нравятся книги Ю Несбё, Мишеля Бюсси и других мэтров. Люблю и наших авторов: Александра Райт, Ирэна Берн, Анна Блэйк — наши девочки, молодые, классные авторы, которые пишут в остросюжетной прозе.

Хотели бы экранизацию своего романа? Есть ли какой-то режиссер, которому вы бы могли доверить свою книгу?

— Конечно, я бы хотела, чтобы мои книги экранизировали. Многие читатели говорят, что у меня довольно кинематографичные истории, которые классно было бы посмотреть на экране. Что касается режиссера, то я бы отдала свою историю тому, кому бы она понравилась, кто бы снял хорошее кино. Кому именно? Я не могу сказать, потому что, на самом деле, передача прав на экранизацию — очень щепетильный момент и коммерческий процесс, так как фильм – тоже продукт, который необходимо продавать. Поэтому, конечно, мне хотелось бы, чтобы это было грандиозно и с моей фамилией в титрах. Но, на самом деле, начинающие авторы не могут диктовать свои правила и, зачастую, книга и экранизация — две совершенно разные истории; то, что работает в тексте – не работает на экране. Поэтому для кино пишутся сценарии, ты не можешь прописать мысли героя, ты должен это показать, поэтому, конечно, я бы выбрала режиссера, который умело показал бы задумку книги, сюжет и его героев.

Пожелаете что-нибудь своим читателям?

Я бы хотела пожелать читателям найти свои книги, свои истории, своих авторов, которые затянут в мир литературы, где они будут сыщиками или обладателями магии, где они будут влюбляться и ненавидеть, в огромный мир книг, путешествий, приключений и чувств. Читайте хорошие книги, любите авторов, цените соотечественников, мы всегда рады новым читателям.

Николай Хомкин   
Фото предоставила Юлия Касьян 

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

волжскийволжаневолгоградская областьписателилитератураЛитресЭксмоЮлия КасьянАмалия ЛикНа отшибе
0
1