От помощника судьи до писателя детективных триллеров
Фото предоставила Юлия Касьян
Читайте также:
- «Ограждения поставили, а на разбитый бордюр – плевать»: в Волжском не стали наказывать фуры, разбившие дорогу (30.04.2024 16:27)
- «Ведут себя как животные»: в Волжском дети с хвостами и в масках заполонили парки (29.04.2024 15:30)
- «Пьяный звал на прогулку в лес»: девочки-подростки в Волжском сообщили о пугающем поведении охранника на озере Круглом (29.04.2024 14:26)
- «Мир» рухнул, остались одни руины: как история стирается из книги памяти Волжского (25.04.2024 13:19)
- «В концлагере недалеко от Берлина над детьми ставили опыты», - волжанка (30.04.2024 18:30)
Юлия Касьян родилась и выросла в Волжском. Начиная свою взрослую жизнь в роли юриста, ей пришло предложение работать в Москве. Юлия решила рискнуть и отправилась покорять столицу. С тех пор ее жизнь кардинально изменилась, она решила оставить профессиональную карьеру юриста и отдать всю себя творчеству. Сейчас Юлия — уже состоявшийся писатель, у которой есть преданные читатели и победы в премиях. О своем детстве и жизни в Волжском, а также о писательских нюансах и своих книгах Юлия рассказала редакции «Блокнот Волжский» в рамках рубрики «Мы из Волжского».
Расскажите немного о себе.
— Меня зовут Юлия Касьян, и я — писатель загадочных детективов. Я родилась и выросла в Волжском, а 10 лет назад переехала в Москву. Под своим настоящим именем пишу триллеры, а под псевдонимом Амалия Лик — истории для более молодежной аудитории, где смешиваю разные жанры. Это фантастические детективы в сеттинге постапокалипсиса, мистические детективы и фэнтези.
В Волжском я закончила 14-ю школу «Зеленый Шум», затем поступила на юридический факультет в ВГИ ВолГУ, а после отучилась в магистратуре Саратовской академии права. Проработала 3,5 года в Тракторозаводском районом суде Волгограда, а после мне пришло предложение по работе и я попробовала себя как юрист в Москве.
В отрочестве уже сочиняли прозу или может небольшие миниатюры? Расскажите подробнее о своем детстве.
— В детстве я сочиняла прозу только в рамках школьной программы. Сочинения мне всегда довались легко, мне это нравилось, но сказать, что я видела себя писателем — будет неправдой, потому что со 2-го класса я мечтала стать судьей. У меня папа судья, а мама — скрипачка, артист театра и эстрады. Работает руководителем Волжского оркестра камерной и эстрадной музыки, и в Волгоградском театре «Царицынская опера». Поэтому свое детство я посветила игре на скрипке. Закончила музыкальную школу, но все-таки хотела пойти по папиным стопам, в принципе, что я и сделала.
Детство прошло в Волжском, очень много теплых воспоминаний о даче на шлюзах. Да, довольно светлые и радостные воспоминания. У меня полная семья: любящие родители, бабушки и дедушки, которые меня всю жизнь поддерживали и поддерживают до сих пор. Детство прошло беззаботным, прекрасным и радостным.
Я очень люблю наш город. Часто приезжаю к родным и периодически вижу надпись на площади им. Ленина: «Волжский — город моей судьбы!». Наверное, в сердце это так и осталось.
Что подвигло переехать в Москву?
— Почему решила переехать? Наверное, так сложилась судьба. Мне из Москвы пришло интересное предложение, и я решила плыть по течению, рискнуть, попробовать себя в столице. Сделав этот шаг вперед, я совершила большой прорыв как в профессиональной карьере, так и в личностном росте. Это дало базу для понимания своих возможностей и, конечно, подарило мне шанс найти свое место в роли писателя, отдаться творчеству и реализоваться.
Что было самым тяжелым в переезде? Как часто бываете в Волжском?
— Тяжелыми были первые полгода, потому что Москва действительно перемалывает. Столица — совершенно другой город по характеру и атмосфере. Когда ты живешь в Волжском, у тебя много знакомых, тебе всегда готовы чем-то помочь. У тебя есть друзья, родители. Так сказать, настоящая зона комфорта. При переезде в незнакомый город сталкиваешься совершенно с другим миром, миром довольно жестким, где нужно постоянно бороться за место под солнцем: за квартиру, за работу.
Когда я переехала, то очень сильно заболела, видимо, на фоне всех этих переживаний. К тому же, ехала на определенное место работы, которое не оправдало мои ожидания. Поэтому мне пришлось искать выход. Когда ты одна и нет вокруг опоры, родных людей, на которых можно опереться, то тебе приходится рассчитывать только на свои собственные силы. Но не смотря на неудачи и невзгоды, я нашла в себе новые ресурсы и двинулась вперед.
В Москве для достижения своих целей, ты учишься подстраиваться к обстоятельствам и жертвовать, в первую очередь, своим собственным временем. В Волжском, например, я вставала в 7 утра, в размеренном режиме добиралась до работы, что занимало минут 20-30, а к семи вечера уже была дома. А в Москве мне приходилось вставать в 5 утра. Дорога до работы занимала 1,5 - 2 часа, это при хорошем раскладе, затем 9-10 часов на работе, чтобы зарекомендовать себя и только к 23 часам, выжатая как лимон, я попадала домой. И так продолжалось около 5 лет.
Сейчас, проживая в Москве уже 10 лет, я заработала себе репутацию и имя, что позволяет по-иному относиться к себе и своему времени. Я поняла, что один из самых ценных ресурсов — личное время.
Что же касается родного города, то по мере возможностей стараюсь бывать в Волжском, у меня здесь друзья и родные. Вот, например, собираюсь посетить близких в майские праздники.
Расскажите подробнее о своей работе в Москве.
— Несколько раз я меняла компании, где работала, пока не нашла место по душе. Последние 3 года была руководителем направления в одной крупной строительной компании, и разрывалась между профессией и писательством. Ровно год назад приняла решение — подарить себе время писать книги. Это было сложное решение, которое невозможно принять без поддержки близких. Но несмотря на все трудности, я была готова пожертвовать достатком и уйти с работы, в очередной раз выйти из зоны комфорта, где я находилась последние годы.
Последние несколько лет у меня был такой распорядок: в рабочие дни — юрист, в выходные и праздники – писатель. Также старалась писать по вечерам после работы. Получается, два года я работала без выходных.
И вот дошла до той грани, когда нужно было принимать решение: либо я посвящаю себя своей профессиональной деятельности, либо выбираю творчество и пробую себя там. Я — человек рискованный, овен по гороскопу, поэтому очень горячий и импульсивный. Выбрала творчество. Хоть я и приняла это решение легко, но далось оно тяжело. Когда я оказалась на вольных хлебах, то уже тогда поняла, что книги не приносят достаточного дохода, нужно приложить тонну усилий, чтобы раскрутить свой бренд. Чтобы тебя узнали, публиковали и читали.
На первом этапе было тяжело. Неизвестный автор, начинающий свой путь в издательстве, в блогерстве, без знакомств и протеже. Это был сложный шаг — я осталась без постоянного заработка, не знала, что нужно делать, чтобы сдвинуться с мертвой точки. И помог телеграмм, год назад начала вести свой канал «Писатель на проводе. Амалия Лик/ Юлия Касьян», здесь я познакомилась с блогерским и издательским мирами. Стала изучать сферу издания книг, вникать в нюансы, общаться с писателями и читателями.
К слову, издание книг — не совсем творческий процесс, вот написание книг — да, но если ты хочешь их продавать и если хочешь, чтобы тебя читали, то это уже коммерческие решения. Твоя книга превращается из творческого пирожного, сделанного для себя, в торт, который ты делаешь для других и предлагаешь читателям.
Когда вы поняли, что литература — ваше призвание? Когда начали писать книги?
— На самом деле писать книги я начала после переезда в Москву, и это началось очень странным образом... с рисования. Я из тех людей, которые любят узнавать и пробовать что-то новое. К примеру, рисовать я никогда не умела, грубо говоря, мой рисунок цветочка — какая-то кривая ромашка. Тогда я купила книги, прочитала, посмотрела уроки и стала рисовать так, как я это вижу, как мне этого хочется. Это был такой всплеск творчества, энергии, которые не про работу (договоры, документы, суды и т.д.), а что-то иное, которое накапливается в тебе и требует выхода. Я достаточно много читаю, и в один прекрасный день я подумала: «Ну, почему я не могу рассказать свою историю? Я тоже хочу поведать миру о том, что было когда-то в моей жизни, о том, что видела или что хотела бы увидеть». Тогда я села и начала писать.
Я написала свой первый роман о любви, который никогда не будет опубликован, так сказать, роман в стол. Там моя юношеская жизнь, переживания, первые чувства, которые я пока не готова показать миру. Затем был длительный перерыв в 4 года, я строила карьеру, в прямом смысле этого слова. Работала день и ночь, чтобы попробовать купить квартиру в Москве и твердо стоять на ногах. Я совершенно не писала, у меня не было на это сил, вдохновения — ничего. Но вот пришло время пандемии, в преддверии которого я стала вновь писать. Мы были заперты в своих квартирах, наедине с собой, появилась уйма свободного времени. Вторая книга требует доработки, она еще нигде не выходила. Я думаю, она когда-нибудь выйдет, потому что там очень крутая идея про разделение людей, где каждый — одиночка. Когда пандемия была в самом разгаре, а я закончила эту книгу, знакомые попросили больше такое не писать (смеется), а то оно сбывается. «Не надо никого делить, — писали друзья, — А то нас и так уже всех закрыли».
В пандемию родилась первая основательная идея мистического детектива, так как я сама очень люблю читать детективы, это мой любимый жанр. Идея появилась из одного предложения, когда я захотела написать про пять совершенно разных людей, которые чем-то связаны. Это книга «В лабиринте чужих жизней», в августе ожидается выход книги от издательства «Эксмо». Это первая моя основательная история в жанре остросюжетной прозы. Здесь динамичный сюжет, интересные герои, мистика, загадочные события и тайны. В книге жертва расследует собственное убийство. Молодые герои борются не только с внешними проблемами, но и с проблемами восприятия себя в этом мире. Почему это с ними происходит? Как принять себя таким, какой ты есть? Как довериться другому человеку? И вопросы выбора. Вот с этой истории начался мой путь в жанре загадочных детективов.
Насколько сильно на вас влияет окружающая действительность?
— Конечно она влияет, потому что все истории рождаются под действием тех или иных событий, обстоятельств внешнего мира, когда мы это переживаем и перевариваем по-своему. Пусть это будет совершенно другой мир, но в нем будут встречаться следы и отражения, которые есть и в нашей собственной истории.
Есть ли автор, который вас вдохновляет?
— На самом деле таких авторов достаточно много, я много читаю и слежу за брендами, российскими и не только. У меня есть любимые авторы, которых я ценю именно за их тексты, сюжеты, приемы, которыми они пользуются в жанре детектива, да и не только в этом жанре. Сказать, что они меня вдохновляют? Меня, в принципе, вдохновляют очень сильные люди, которые смогли добиться своей цели, исполнили мечту и взорвали книжный мир собственными историями.
Я сейчас очень много общаюсь с российскими авторами, в том числе детективов и триллеров, потому что на российском рынке сложилось очень неприятное и предвзятое отношение к ним. Нас так воспитывали, наверное, что зарубежное — лучше. Ведь то, что делают где-то там, всегда лучше чем то, что делают наши соотечественники. Я не беру в расчет классиков, а говорю про современный книжный рынок. Эта ситуация мне неприятна, и ее сложно переломить. У нас много хороших авторов, но им нужно что-то невероятное, помимо самого текста, чтобы на их книги обратили внимание. Книжный рынок — море, где ты должен быть дельфином или чудной рыбкой, которых все хотят увидеть. Я надеюсь, что ситуация изменится, и наших читателей будут вдохновлять не только зарубежные книги, но и истории российских авторов, которые красивым языком рассказывают потрясающие истории, у кого есть небанальные сюжетные ходы. В общем, я вдохновляюсь сильными людьми, характерами, духом, способным разрушать стены, которые возводились десятки лет.
Есть те, кто пишет, ориентируясь на читателей, а есть те, кто пишет для себя. К какому типу вы себя причисляете?
— Первую историю я писала для себя, она очень личная. В ней я описала все, что хотела пережить и отпустить. Все остальные истории я уже пишу и для себя, и для читателей. Мне хочется, чтобы их прочли, поняли мою идею и прониклись моей историей.
Помните свой первый текст? О чем он был?
— Первый написанный текст: о любви, о вопросе, который тревожит все женские сердца, о предательстве. Поэтому я его прекрасно помню, сейчас он лежит на какой-то флэшке. Хорошо, что он есть.
Расскажите о своей последней книге, а также о премиях и конкурсах, в которых вы участвовали.
— В 2022 году я написала свой психологический триллер «На отшибе всегда полумрак» — история стала трамплином в моей писательской карьере. Книгу я отправила на конкурс, и это тоже загадочная история. Дописывая книгу, я наткнулась в интернете на конкурс детективов от издательства «Эксмо». Я подумала: «Как же я хочу в нем поучаствовать». Посмотрела сроки подачи заявок и поняла, что не успеваю. Через месяц, когда рукопись была готова, я узнала, что в издательстве перенесли сроки подачи и у меня есть целых 2 недели, чтобы отправить работу на конкурс.
Было подано свыше 100 заявок, вначале я попала в лонг-лист (20 работ), затем в шорт-лист и стала призером конкурса детектив от «Эксмо», заняв третье место. Книга вышла от издательства Альфабия.
В 2023 году решила принять участие в конкурсе «Электронная буква» — премия портала Литрес, куда подаются все желающие. Было подано боле 2200 заявок. Прошла в лонг-лист (200 работ), позже попала в номинацию «Дебют года» и в спецноминацию «Самый неоднозначный финал». Следом был шорт-лист (10 работ) и в марте 2024 года моя книга «На отшибе всегда полумрак» стала победителем в спецноминации «Выбор читателей». Я забрала статуэтку, теперь очень счастлива и горда, поэтому книга «На отшибе всегда полумрак» — мой трамплин.
Что же зацепило читателей в этой книге? На Литрес было более 150 отзывов, многие книжные блогеры и читатели оценили мою книгу. В романе две сюжетные линии, они идут параллельно друг другу:
1. Жестокое преступление. Убийство молодой женщины и расследование этого преступления командой детективов с довольно циничным главным героем.
2. Вторая линия называется: «На отшибе». В ней рассказывается о жестокой детстве двух детей: пьющий отец, безразличная мать, дети предоставлены сами себе. Я использовалась один интересный языковой ход, который не встречала у русскоязычных авторов: пол рассказчика в линии «На отшибе» вы не проследите, в тексте он не виден, скрыт от читателя. Каждый читатель слышит либо мужской, либо женский голос — очень мощная гендерная интрига, которую оценили очень многие читатели и блогеры. Также поднимается сложная проблематика о взаимоотношении детей и родителей. Как детство влияет на наше восприятие мира? К чему это может привести? Тема тяжелая, о ней не любят говорить, но писать о ней надо. Также я старалась поднять вопрос безразличия к чужим проблемам. Когда многие думают, что это их не касается. Нет, беды детей нас касаются! Нельзя проходить мимо, когда ты видишь, что человек, а тем более ребенок, в беде. Поэтому в книге присутствует символ — зашитый рот. Немного символичный ход, который тянется на протяжении всей книги.
Уже пишите новую книгу? О чем она будет?
— Сейчас я больше пишу легкой молодежной литературы, именно под псевдонимом — Амалия Лик. У меня недавно вышло фэнтези история «Энергик. Тайны академии «Утес»». В ней переплетаются магия, любовь, приключения, загадки, поиск пропавшей сестры. Очень динамичная история, где есть две академии: из одной надо сбежать, в другую надо попасть. В общем довольно легкая история.
Сейчас у меня выходит на Литрес еще одна дилогия. Это фантастический детектив в атмосфере постапокалипсиса — «Кислород». Это новый мир, где нет растений, не хватает кислорода, а в архиве реликтов убивают известного профессора, занимающегося вопросами кислорода. Главная героиня — молодая девушка, работница архива и главная подозреваемая. Ей нужно оправдать себя. Довольно захватывающая история, где есть яркая любовная линия, убийство и его расследование, а также тайны, которые нашим героям необходимо раскрыть.
В черновике на Литресе у меня выходит фантастический триллер, он называется «Пепел мечты. Опасные игры». Это история про игры на выживание. Роман с интересной структурой, где есть 11 игроков со своими секретами и главная героиня, которая должна вычислить, кто убийца, не зная, кто жертва, и что же произошло. Мир, где есть города и парящие острова в небе. Здесь свои принципы, свои идеалы, мечты. Тоже довольно захватывающе.
Также несколько книг у меня сейчас в работе. Мистический триллер-детектив в соавторстве и вторая часть «Энергика». Готовится к выходу «В лабиринте чужих жизней» от «Эксмо». Поэтому работы много. Читатели ждут от меня вторую часть «На отшибе», но это книга очень тяжелая морально. Когда я пишу свои истории, я их переживаю.
Планируете расширить работу на литературном поприще? Например, в будущем стать преподавателем в ВУЗе, как Бродский или Набоков.
— Ну, наверное, в ВУЗ работать я бы не хотела идти, для этого нужно образование, а вот проводить вебинары для литературных школ или рассказывать читателям и молодым авторам о о творчестве, о построении текста, о героях и механизмах создания сюжета. Да, я бы хотела делиться своим опытом. Я считаю, что когда делишься чем-то — ты насыщаешь не только других людей, но и себя. Надеюсь, скоро появится такая возможность, потому что у нас пока только проводятся встречи с читателями.
Планируете ли провести какую-нибудь литературную встречу в родном городе?
— Я очень хочу устроить презентацию своей новой книги в родном Волжском. Но это будет зависеть не только от меня, но и от издательства. Потому что нужно будет, как минимум, привезти книги на презентацию. Так что устроить встречу я бы хотела с превеликим удовольствием: рассказать о себе, о литературе, о том, что происходит сейчас в литературном мире, о трендах и брендах. И, конечно же, рассказать о своих книгах, познакомиться с читателями. Насколько это реализуемо? Пока сказать не могу, но будем надеяться, что издательство мне в этом поможет.
Ну, и так как ваша книга «На отшибе всегда полумрак» — детектив, то кто вам ближе: сэр Артур Конан Доиль, Агата Кристи или Эдгар Аллан По?
— «На отшибе всегда полумрак» — психологический триллер, это хоть и один жанр, но они отличаются по структуре. То есть, я бы сказала, что они отличаются по накалу сюжета. В обычном детективе у нас основной накал – убийство: пружина очень сдавлена, а потом она медленно, за счет расследования, разжимается. Так писали классики жанра, такие как: Агата Кристи, Эдгар Аллан По, Конан Дойл. У триллера, наоборот, с первого шага нарастает напряжение, пружина сжимается до самого конца, пока не настанет мощный финал. Поэтому я бы здесь разделила тех, кто мне ближе. Если брать классиков, то я — давняя поклонница Конан Дойля. Я обожаю Шерлока Холмса, с него и началась моя любовь к детективам. Что касается триллеров, то тут, наверное, я бы больше говорила о современных авторах. Мне нравятся книги Ю Несбё, Мишеля Бюсси и других мэтров. Люблю и наших авторов: Александра Райт, Ирэна Берн, Анна Блэйк — наши девочки, молодые, классные авторы, которые пишут в остросюжетной прозе.
Хотели бы экранизацию своего романа? Есть ли какой-то режиссер, которому вы бы могли доверить свою книгу?
— Конечно, я бы хотела, чтобы мои книги экранизировали. Многие читатели говорят, что у меня довольно кинематографичные истории, которые классно было бы посмотреть на экране. Что касается режиссера, то я бы отдала свою историю тому, кому бы она понравилась, кто бы снял хорошее кино. Кому именно? Я не могу сказать, потому что, на самом деле, передача прав на экранизацию — очень щепетильный момент и коммерческий процесс, так как фильм – тоже продукт, который необходимо продавать. Поэтому, конечно, мне хотелось бы, чтобы это было грандиозно и с моей фамилией в титрах. Но, на самом деле, начинающие авторы не могут диктовать свои правила и, зачастую, книга и экранизация — две совершенно разные истории; то, что работает в тексте – не работает на экране. Поэтому для кино пишутся сценарии, ты не можешь прописать мысли героя, ты должен это показать, поэтому, конечно, я бы выбрала режиссера, который умело показал бы задумку книги, сюжет и его героев.
Пожелаете что-нибудь своим читателям?
— Я бы хотела пожелать читателям найти свои книги, свои истории, своих авторов, которые затянут в мир литературы, где они будут сыщиками или обладателями магии, где они будут влюбляться и ненавидеть, в огромный мир книг, путешествий, приключений и чувств. Читайте хорошие книги, любите авторов, цените соотечественников, мы всегда рады новым читателям.
Николай Хомкин
Фото предоставила Юлия Касьян