Волжская рулетка. Есть ли шанс у рыбы остаться живой после попадания в гидроагрегат
Фото: нейросеть Кандинский
Читайте также:
- В Волжской думе обсудили методы борьбы с наркоманией (22.06.2023 08:30)
- Без заказа и без денег: как волжанка картину покупала (21.06.2023 19:24)
- «Мертвая зона»: волжане требуют установить знак перед «лежачим полицейским» (21.06.2023 16:04)
- «Даже крысы появились»: волжанка жалуется на разлагающиеся отходы, которые никто не собирается убирать (21.06.2023 10:15)
- Все оттенки серого: Анастасия Куликова рассказала волжанам о сексуальных экспериментах (09.06.2023 06:30)
Блокнот Волжский в рубрике «Рыбный день» продолжает публиковать материалы об отрицательных воздействиях на рыбные запасы, которые возникают по причине деятельности человека. Мы писали о вреде от неблагоприятных весенних паводков, о ядовитой пене, образующейся во время водосброса и о водозаборных сооружениях, работающих без рыбозащитных устройств.
Сегодня информация о шансах рыбы выжить после попадания ее в гидроагрегат гидроэлектростанции, когда она скатывается из водохранилища в нижний бьеф.
В воде, падающей из водохранилища и вращающей турбину, находится большое количество живых организмов. Это крупная и мелкая рыба, различные беспозвоночные, планктонные и бентосные организмы.
На Волжской ГЭС работает 22 гидротурбины_Фото с официального сайта Волжской ГЭС
Так как водоприемные устройства гидроагрегатов конструктивно не защищены от попадания в них рыбы, то все живые организмы, которые смогли пройти через сороудерживающее сооружение (СУС), попадают в гидротурбины. По наблюдениям ученых, гибель организмов при прохождении их через турбины, составляет от 70 до 100 %. Даже русской рулетке, смертельной игре отчаянных офицеров, шансы выжить больше.
Для объективности надо отметить, что в гидротурбины попадает, в основном, рыба небольших размеров, у которой не хватает физических возможностей преодолеть течение, создаваемое во время их работы. Крупные и сильные рыбы, такие как осетровые, могут уйти из зоны влияния гидроагрегата. Но и они, частенько, становятся жертвами гидравлических машин.
Наибольшей гибели подвергаются самые мелкие биологические объекты. К ним можно отнести уклею, тюльку, мальков частиковых рыб, а также множество видов зоопланктона и зообентоса, обитающих в Волгоградском водохранилище. К этим, на первый взгляд, малозначимым биологическим объектам, можно было бы относиться и не так щепетильно. Но, это не правильно. Эти небольшие по размеру объекты являются звеньями биологических цепочек и их гибель влияет на окружающую среду. Не говоря про то, что разрывается пищевая цепочка, а массовая гибель мелких живых форм, вызывает еще и биологическое загрязнение, когда погибшие организмы, не будучи съеденными рыбами, гниют и разлагаются в водоеме.
Проезжая по плотине гидроэлектростанции можно часто наблюдать скопление рыбоядных птиц в нижнем бьефе. Эти птицы поедают рыбу, оглушенную или погибшую после прохождения гидроагрегатов. И если одна взрослая птица может съесть больше 200 и более грамм рыбы в день, то можно представить сколько рыбы только съедают тысячи птиц в год. А сколько ее гибнет?
Возможно ли защитить рыбу и другие водные биологические объекты от попадания в гидроагрегаты, чтобы избежать их гибели?
Есть различные конструкции защитный устройств, в том числе и с электрическими и звуковыми отпугивающими импульсами. Но надежной защиты на крупных ГЭС от попадания гидробионтов в гидроагрегаты не существует. Видимо, это дело будущего.
Рабочее колесо гидротурбины для игры в "волжскую рулетку"_фото с вебкамеры Powernet
Экспериментальные и теоретические работы по снижению гибели гидробионтов попадающих в гидроагрегат проводились на Волжской ГЭС в конце 1990-х годов. Идея заключалась в подаче в гидроагрегат воздуха под давлением, что должно было способствовать образованию кавитационных пузырьков в камере турбины. Эти кавитационные пузырьки должны обволакивать биологический объект и защищать его от механического и гидравлического воздействия. Автор идеи, ветеран гидроэнергетической отрасли Постоев Владимир Сергеевич, детально изложил ее в своей работе «Защита от гибели гидробионтов в проточных каналах гидромашин».
Точные объемы гибели рыбы от попадания в гидроагрегаты не известны, но то, что они значительны, вызывает тревогу биологов. Ущерб, который был посчитан по Жигулевской ГЭС (по напору и количеству гидроагрегатов станция схожа с Волжской ГЭС), составлял более 500 тонн рыбной продукции в год, что равносильно официальному вылову рыбы во всем Волгоградском водохранилище Волгоградской области в настоящее время.
Гибель рыбы и других водных биологических объектов на гидроагрегатах гидроэлектростанций пока невозможно предотвратить, поэтому гидроэнергетики стараются компенсировать эти потери своим участием в финансировании природоохранных мероприятий. Кроме того, в 2019 году «Русгидро» совместно с австрийской фирмой «Voith Hydro» запустило завод по производству гидроэнергетического оборудования на котором планируется модернизация рабочих колес турбин, что, по заявлению специалистов, позволит исключить гибель рыбы, попадающей в гидротурбину.
Но пока волжская рулетка для рыбы на гидроэлектростанциях продолжается.
Сергей Мальцев
Новости на Блoкнoт-Волжский