Волжский Воскресенье, 28 апреля

Как Киркоров ботал по фене и «сучьи войны» на строительстве Волжской ГЭС

Волжскую ГЭС и сам город Волжский строили не только герои, но и заключенные. История забывается, не каждый волжанин сегодня помнит свои истоки. К 2024 году об участии арестантов в возведении Волжского осталось одно единственное воспоминание - полуразрушенный барак Ахтубулаг №15. Именно о первостроителях, которых не принято чествовать, мы и расскажем в этой публикации. 

Как Киркоров ботал по фене и «сучьи войны» на строительстве Волжской ГЭС

Фото:  фонд МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс», заключенные копают траншею под трубы

Основатель города Волжского Фёдор Георгиевич Логинов с самого начала знал, что ему придётся руководить не только создающейся для возведения крупнейшего в мире гидроузла организацией «Сталинградгидрострой», но ещё и «строителями коммунизма» поневоле. В начале сентября 1950 года секретным приказом министра внутренних дел С.Н. Круглова при Сталинградгидрострое создавался Ахтубинский исправительно- трудовой лагерь (Ахтублаг). Логинов стал его начальником.

Как Киркоров ботал по фене и «сучьи войны» на строительстве Волжской ГЭС

Фото: фонд МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс», строительство дороги на улице Циолковского 1952 год

Есть предположение, что среди строителей Сталинградской ГЭС были пленные немцы.  И это логично, ведь в те же годы они восстанавливали областной центр. Однако по официальным данным эта информация не  подтверждена - документов и записей очевидцев не осталось. С другой стороны историки считают, что на ГЭС допускать пленных было нелогично: «Зачем пускать врагов, пусть даже и побежденных, к такому мощному стратегическому объекту?». А вот советских арестантов к «стройке века» пускать не боялись.

Краевед Екатерина Алексеевна Лоскутова, старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея, рассказала о том, как заключенные с профильным образованием строили город и ГЭС.

Как Киркоров ботал по фене и «сучьи войны» на строительстве Волжской ГЭС

Фото: фонд МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс», те самые фанерные таблички заключенных

- Далеко не все из заключенных, осознали, что едут на стройку века. Какая им была разница, где умирать: в тайге на лесоповале, в угольных шахтах в окрестностях Воркуты или близ города, носящего имя Сталина, камни ворочать, мостя дороги и укрепляя берега будущего Волго-Ахтубинского канала? Самые несознательные из привезённых сюда заключённых - это, разумеется, уголовники. Им эта «стройка века» была, как говорится, «до фени». Вот «пятьдесят восьмые», или «политические», что сидели по 58-й статье, - другое дело. Среди этих «предателей Родины», «шпионов» всех мастей и прочих «врагов трудового народа» оказалось много специалистов с профильным образованием, готовых приложить свои знания и умения, так нужные для возведения крупнейшей в мире ГЭС. Малоизвестный факт, но среди специалистов проектно-конструкторской конторы Сталинградгидростроя, которой руководил Савелий Киркоров, были лица, сидевшие в лагерях от Воркуты до Колымы, которых начальник сам искал, ездил туда и выбивал их для пользы дела у гулаговских чиновников,- рассказала краевед.


Как Киркоров ботал по фене и «сучьи войны» на строительстве Волжской ГЭС

Фото: фонд МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс», еще одна фанерная табличка заключенных

Однако над возведением ГЭС трудились не только образованные заключенные. Обычных сидельцев использовали в качестве бесплатной рабочей силы. Усложнялось все тем, что эти ребята жили по своим понятиям и правилам, отказываться от них не собирались. Когда приходил новый этап с заключёнными, начиналась бойня среди рабочих. «Главным зекам» приходилось «прессовать свежее мясо», чтобы знали своё место и не «тявкали» на «воров в законе». Это называли «сучьи войны» - дело в Волжского времен первостроителей обыденное. Не обходилось и без побегов: 

 Как Киркоров ботал по фене и «сучьи войны» на строительстве Волжской ГЭС

Фото: Блокнот Волжский, остатки барака, где жили заключенные

В декабре 1950 года со склада железной дороги из-под конвоя пытался бежать «расхититель социалистической собственности», осуждённый на 8 лет по указу от 4 июня 1947 года («Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества») заключённый Мащенко. Договорившись с другими зека, Мащенко укрылся в ящике, засыпанном цементом, и стал ожидать снятия конвоя. В 16 часов во время пересчёта заключённых начальник конвоя обнаружил, что одного не хватает. Немедленно приступили к поиску, создав оперативные группы ближнего розыска. Рядовой Киселёв, словно разгадав замысел преступника, открыл деревянный ящик с цементом и обнаружил там спрятанного беглеца. За это рядовому Киселёву Б.Н. была объявлена благодарность и присвоено звание ефрейтора. Приказ об этом подписал начальник Управления строительства Сталинградской ГЭС и Ахтубинского ИТЛ МВД СССР Ф.Г. Логинов,- пояснила Екатерина Алексеевна.

Как Киркоров ботал по фене и «сучьи войны» на строительстве Волжской ГЭС

Фото: фонд МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс», строительство заключенными дороги в квартале №2, октябрь 1952 год

Спецконтенгент так же принимал участие в возведении посёлков для строителей ГЭС. Каменный городок, он же посёлок Волжский, тоже их рук дело, в частности литерные кварталы. Двухэтажные дома, построенные в самом начале 1950-х, порой открывают людям неожиданные тайны. Так, в одном из этих домиков во время ремонта хозяева обнаружили спрятанные под подоконником фанерные дощечки, на которых простым карандашом заключённые Ахтублага написали свои имена: «Богомолов, Чернуха и Кузьменко». Осуждённые на разные сроки по уже вышеупомянутому указу от 6 июня 1947 года, решили оставить о себе память неведомым потомкам, используя подручные средства в виде фанеры и карандаша. Авось, повезёт, найдут эти послания из прошлого и вспомнят трёх сидельцев Ахтублага. Таблички сейчас хранятся в краеведческом музее города Волжского. Возможно, их примеру последовал кто-нибудь ещё. Но другие подобные факты пока неизвестны.

Продолжение истории о малоизвестных страницах истории строительства города Волжского читайте на следующей неделе.

Напомним, что Фотокорреспондент «Блокнот Волжский» побывал на месте, где они жили заключенные, которые строили город и разыскал, что осталось от 15 отделения Ахтублага (Ахтубинский исправительно-трудовой лагерь Сталинградгидростроя).

Светлана Джигарос

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: История Волжского  
киркоровботалфенесучьивойныстроительствеволжскойгэс
0
1