Краеведческий музей,
11.11.2024 14:04
Нетипичный туризм: под Волжским можно увидеть бараки Ахтублага
Читайте также:
- «Устроили свалку у себя под носом»: в Волжском жители недовольны горой мусора (10.11.2024 17:30)
- «Страшно отпускать ребенка одного»: волжане вынуждены ходить по мусору и лужам (10.11.2024 14:31)
- Близ Волжского жителей на полдня оставят без света (10.11.2024 13:31)
- «Нас все футболят»: волжане рассказали о проблемах в общежитии, в котором недавно был пожар (10.11.2024 11:29)
- «Мне и моим детям ломают жизнь»: из-за нескольких подписей волжанке грозит уголовный срок (08.11.2024 19:45)
При строительстве Волжского и Волгоградгидростроя активно использовали заключенных Атублага как рабочую силу. Жили они здесь же - вблизи современного города. Местное отделение ГУЛАГа в целом построили специально для переселению сюда будущих рабочих. Сегодня мы еще можем увидеть останки столетних бараков - правда, они находятся на частной территории и, чтобы туда попасть, нужно обязательно согласовать свое присутствие с собственником земли, чтобы не нарушить закон.
Итак, в 1952-м утверждают проектное задание Сталинградского гидроузла. Встает вопрос о рабочей силе, который решают традиционно для того времени. Для обслуживания работ 17 августа 1950 года создают Ахтубинский исправительно-трудовой лагерь, известный как Ахтублаг. В том же году началась разработка котлованов будущих гидросооружений, строительство Волго-Ахтубинского канала и поселка для вольнонаемных строителей гидроузла. Все работы контролировал начальник Ахтублага и «Сталинградгидростроя» Федор Георгиевич Логинов.
Фото: фонд МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс», фанерные таблички заключенных
Краевед Екатерина Алексеевна Лоскутова, старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея, рассказала о том, как заключенные с профильным образованием строили город и ГЭС: «Далеко не все из заключенных осознали, что едут на стройку века. Какая им была разница, где умирать: в тайге на лесоповале, в угольных шахтах в окрестностях Воркуты или близ города, носящего имя Сталина, камни ворочать, мостя дороги и укрепляя берега будущего Волго-Ахтубинского канала?
Фото: фонд МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс», строительство заключенными дороги в квартале №2, октябрь 1952 год
Самые несознательные из привезённых сюда заключённых — это, разумеется, уголовники. Им эта «стройка века» была, как говорится, до фени. Вот «пятьдесятвосьмые», или «политические», что сидели по 58-й статье, — другое дело. Среди этих «предателей Родины», «шпионов» всех мастей и прочих «врагов трудового народа» оказалось много специалистов с профильным образованием, готовых приложить свои знания и умения, так нужные для возведения крупнейшей в мире ГЭС.
Малоизвестный факт, но среди специалистов проектно-конструкторской конторы Сталинградгидростроя, которой руководил Савелий Киркоров, были лица, сидевшие в лагерях от Воркуты до Колымы, которых начальник сам искал, ездил туда и выбивал их для пользы дела у гулаговских чиновников».
Расформировали Ахтублаг после смерти Сталина в 1953 году. Далее строительством стали заниматься только наемные рабочие. Со временем бараки начали разваливаться, часть из них затопили грунтовые воды. Ни сносом построек для ночевки заключенных, ни реставрацией или перестройкой никто не занимался. Сегодня едва ли можно найти след исправительного лагеря. Нам удалось лишь побывать на месте некогда действующего 15-го отделения.
От всей 15-ой зоны в наше время остался один полуразрушенный барак, в котором содержались заключенные. Теперь на этой территории находится частная ферма. Но в само здание хозяин не пускает животных. Даже пытается своими силами продлить жизнь постройки, понимая его историческое значение.
Несколько лет назад тут еще стоял забор из колючей проволоки, а на окнах были толстые железные решетки, но с начала 90-х люди начали растаскивать отсюда добро. Спилили железо и даже разнесли по кирпичику другие постройки.
Было на территории 15-го отделения Ахтублага и кладбище. Оно располагалось в метрах 300 от лагеря. Сейчас оно почти стерто с лица земли временем. Холмики могил дано сравнялись с землей, а деревянные столбики с номерами, которые устанавливали вместо крестов на этом погосте, давно истлели. Архивы с именами захороненных на этом кладбище не сохранены.
За годы существования Ахтублага в этих лагеря насчитывалось почти 26 с половиной тысяч заключённых, которые размещались в 15 лагерных отделениях. Например, ЛО № 2 было там, где сейчас Второй посёлок, а ЛО № 3 и № 5 находились на территории современных автоколонны № 1732 и городской бани.
Олег Евсеев
Новости на Блoкнoт-Волжский
Итак, в 1952-м утверждают проектное задание Сталинградского гидроузла. Встает вопрос о рабочей силе, который решают традиционно для того времени. Для обслуживания работ 17 августа 1950 года создают Ахтубинский исправительно-трудовой лагерь, известный как Ахтублаг. В том же году началась разработка котлованов будущих гидросооружений, строительство Волго-Ахтубинского канала и поселка для вольнонаемных строителей гидроузла. Все работы контролировал начальник Ахтублага и «Сталинградгидростроя» Федор Георгиевич Логинов.
Фото: фонд МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс», фанерные таблички заключенных
Краевед Екатерина Алексеевна Лоскутова, старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея, рассказала о том, как заключенные с профильным образованием строили город и ГЭС: «Далеко не все из заключенных осознали, что едут на стройку века. Какая им была разница, где умирать: в тайге на лесоповале, в угольных шахтах в окрестностях Воркуты или близ города, носящего имя Сталина, камни ворочать, мостя дороги и укрепляя берега будущего Волго-Ахтубинского канала?
Фото: фонд МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс», строительство заключенными дороги в квартале №2, октябрь 1952 год
Самые несознательные из привезённых сюда заключённых — это, разумеется, уголовники. Им эта «стройка века» была, как говорится, до фени. Вот «пятьдесятвосьмые», или «политические», что сидели по 58-й статье, — другое дело. Среди этих «предателей Родины», «шпионов» всех мастей и прочих «врагов трудового народа» оказалось много специалистов с профильным образованием, готовых приложить свои знания и умения, так нужные для возведения крупнейшей в мире ГЭС.
Малоизвестный факт, но среди специалистов проектно-конструкторской конторы Сталинградгидростроя, которой руководил Савелий Киркоров, были лица, сидевшие в лагерях от Воркуты до Колымы, которых начальник сам искал, ездил туда и выбивал их для пользы дела у гулаговских чиновников».
Расформировали Ахтублаг после смерти Сталина в 1953 году. Далее строительством стали заниматься только наемные рабочие. Со временем бараки начали разваливаться, часть из них затопили грунтовые воды. Ни сносом построек для ночевки заключенных, ни реставрацией или перестройкой никто не занимался. Сегодня едва ли можно найти след исправительного лагеря. Нам удалось лишь побывать на месте некогда действующего 15-го отделения.
От всей 15-ой зоны в наше время остался один полуразрушенный барак, в котором содержались заключенные. Теперь на этой территории находится частная ферма. Но в само здание хозяин не пускает животных. Даже пытается своими силами продлить жизнь постройки, понимая его историческое значение.
Несколько лет назад тут еще стоял забор из колючей проволоки, а на окнах были толстые железные решетки, но с начала 90-х люди начали растаскивать отсюда добро. Спилили железо и даже разнесли по кирпичику другие постройки.
Было на территории 15-го отделения Ахтублага и кладбище. Оно располагалось в метрах 300 от лагеря. Сейчас оно почти стерто с лица земли временем. Холмики могил дано сравнялись с землей, а деревянные столбики с номерами, которые устанавливали вместо крестов на этом погосте, давно истлели. Архивы с именами захороненных на этом кладбище не сохранены.
За годы существования Ахтублага в этих лагеря насчитывалось почти 26 с половиной тысяч заключённых, которые размещались в 15 лагерных отделениях. Например, ЛО № 2 было там, где сейчас Второй посёлок, а ЛО № 3 и № 5 находились на территории современных автоколонны № 1732 и городской бани.
Олег Евсеев
Новости на Блoкнoт-Волжский