Волжский Среда, 16 октября
Общество, 15.06.2023 16:38

Как волжский осетр «заслужил» Пулитцеровскую премию

В 2002 году вышла книга «Удивительная история и неопределенное будущее самого желанного деликатеса в мире». Автор этой книги американская журналистка газеты «Филадельфия Инкуайер» Инга Саффрон.

Заглавие интригующее, особенно вторая часть по поводу неопределенного будущего самого желанного деликатеса в мире. Так, что же такого примечательного в этой книге?

Во-первых, автор начала писать книгу в 1998 году, когда была корреспондентом своей газеты в Москве. В это время уже начались перебои с бутербродами с черной икрой на всевозможных приемах и встречах в московских кабинетах, где Инге приходилось присутствовать по своей производственной необходимости. И, как настоящая деловая американка, она решила разобраться в происходящем и инициировала свои расследования о причинах исчезновения такого важного в переговорном процессе атрибута. Эти расследования, длившиеся несколько лет, в конечном итоге, легли в основу написанной ей книги.


Рисунок из книги автора Ингни С.

Ну, а если серьезно, то надо отдать должное корреспондентскому чутью и авантюризму, которые помогли Инге Саффрон собрать необходимый материал, а главное уловить момент его наибольшей востребованности.

Итак, в 1998 году она приехала в Волгоград, откуда планировала начать собирать свой материал. Следующий город, в который собралась Инга, была Астрахань.

Она знала, что в Волгограде находится плотина ГЭС, что около плотины много осетров, а значит и много икры и, соответственно, много материала для ее книги. Кроме современной тематики, ее интересовали и исторические факты. Так, она попросила сделать ей перевод на английский язык очерки из истории рыбного промысла на Каспии, опубликованные в «Исследованиях о состоянии рыболовства в России», составленных А.Я. Шульцом и изданных Министерством Государственных имуществ в Санкт-Петербурге в 1861 году (впоследствии, перевод этих очерков нашел свое отражение в ее книге).

Круг интересов Инги по расследуемой проблеме, связанный с сокращением добычи осетров, можно определить по названия глав, на которые разбита книга. Вот названия отдельных глав: «На браконьерской тропе», «Икра из чемодана», «Промышленная икорная революция», «Спасение осетра».

Инга Саффрон, собирая материал для своего расследования, помимо ученых и рыбоводов, встречалась, иногда без лишней осмотрительности, с рядовыми браконьерами и с лидерами организованных браконьерских сообществ, которые уже сформировались в то время для своего преступного промысла.

Собрав и систематизировав информацию о рыбном промысле, производстве черной икры и ее роли в экономике Нижней Волги и России от времен Ивана Грозного до конца 1990-х годов, она делает вывод, что Россия теряет «желанный деликатес», а прилагаемые государством меры не могут остановить этот процесс. Ну, и конечно, как настоящая американская гражданка, с оптимизмом прогнозирует бурное развитие северо-американского бизнеса по производству черной икры, посвятив этому еще одно расследование, которое впоследствии вылилось в целую главу книги под названием «Американский икорный рывок».

Через год Инга уехала из России и в 2002 году выпустила свою книгу. Она разослала экземпляры книги с дарственной надписью всем, кто ей помогал собирать информацию, в том числе, насколько известно, и заправилам незаконного икорного бизнеса, с которыми встречалась во время расследования и которые также внесли свой вклад в написание книги.

Стоит заметить, что подобная книга является единственным в своем роде трудом, в котором в повествовательной форме, доступной простому читателю, изложена удивительная история, трагическое настоящее и неопределенное будущее продукта, долгие годы являвшегося национальным символом и гордостью России. Правда, книга эта на русский язык не переведена. А зачем? Нам и так все известно!

В 2013 году Инга Саффрон получила престижную премию, которую вручают американским журналистам за проводимые ими выдающиеся расследования. Книга про исторические перипетии русской икры была одним из таких расследований журналистки. Так, что кроме уже известных почетных наград, русские осетры получили Пулитцеровскую премию, правда, уже не по очень достойному поводу.


Нейросеть «Кандинский» легко смогла представить и нарисовать банкет с черной икрой / Фото сгенерировано нейросетью «Кандинский»

А на фуршетах в высоких кабинетах черную икру продолжили подавать. Как же без символа!

Только теперь все чаще встречается искусственно выращенная икра и, возможно, импортная.

 

Сергей Мальцев 

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Рыбный день  
1
0