Волжский Среда, 04 декабря
Общество, 26.06.2014 09:57

Круглый стол по вопросам автострахования прошел в Волжской Городской Думе

Круглый стол по вопросам автострахования прошел в Волжской Городской Думе
/uploads/news/5015/soveschanie-po-avtostrahovaniju.jpg
Круглый стол проходил 25 июня с участием представителей общества Автолюбителей, Росгостраха, Роспотребнадзора, юридического отдела и отдела по защите прав потребителей администрации городского округа город Волжский.

Назрела необходимость поиска конкретного решения проблемы, которую уже неоднократно поднимали волжане. В городе более пятнадцати страховых компаний. Автовладельцев обязывают ежегодно заключать договора, а должных условий для этого не создается.

Свое мнение о сложившейся ситуации высказал автолюбитель Геннадий Подопригоров, он рассказал о конкретной ситуации на примере своего автомобиля: «Я обратился к своему страховщику компании Росгострах, что на площадке МРЭО. Уже несколько лет я оформляю страховку здесь. Но мой страховщик меня не захотел даже слушать, ответив, что бланков нет. Остальные компании говорят то же самое. Вот пришлось обратиться к депутатам - почему так происходит. Недавно прочитал информацию о том, что за полтора месяца мы должны писать заявления в Волгоград. Если там отказывают, то необходимо подавать в суд. В чем дело, где власть? Почему стандартная процедура должна осуществляться в судебном порядке? Спасибо, что меня услышали...»

Руководитель отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации городского округа город Волжский Елена Евтеева привела выдержки из законодательных документов, в которых говорилось, что страховщик не вправе отказывать владельцу транспортного средства в оформлении полиса «ОСАГО»: «Чем в данных случаях может помочь наш отдел: перекрывать федеральные трассы, писать Президенту? Все это, конечно, осуществимо, но это долгий путь. Пользуясь случаем, хотела бы обратиться к гражданам: «Пожалуйста, приходите к нам . Мы инициируем судебное разбирательство». Этот путь будет более продуктивный и менее болезненный. Если мы сейчас наберем большое количество таких дел, мы сможем потом действовать и по линии депутатского корпуса. Через суд будем понуждать страховую организацию оформлять страховой договор. Правда на стороне потребителей».

Начальник территориального Управления федеральной службы Роспотребнадзора Ольга Зубарева пояснила: «Первая жалоба поступила к нам в декабре 2013 года. Пик жалоб случился в апреле 2014 года. В наш адрес всего поступило 34 жалобы. Все они были рассмотрены. В начале, когда мы только начали заниматься этой проблемой, вместе с потребителем проводили наши рейды. Пока нас уже не стали узнавать в лицо в дополнительном офисе Росгостраха, что на бульваре Профсоюзов, теперь у них либо не работает компьютер, либо отключается свет. Нам необходимо было собрать доказательную базу. Если доказательной базы нет, то мы не можем возбудить административного дела, о чем прекрасно знают страховщики. И еще один немаловажный момент, если нет письменного отказа в страховании, то административное дело тоже не возбуждается и до суда такие дела не дойдут».

Предприниматель Александр Поляков был возмущен сложившийся ситуацией: «В марте у меня сняли номера с двадцати маршруток. Сейчас идет саботаж, говорят, что нет бланков. Почему я вынужден искать выходы из этой проблемы и должен доказывать свою правоту в суде? Ведь страховщик не вправе отказать в заключении договора. Есть закон, почему он не выполняется? Идет прямое нарушение прав потребителей!»

Представитель «Союза автомобилистов» Юлия Полякова взяла слово: «Мы тоже обращались в различные инстанции. В апреле этого года компания была оштрафована на 158 миллионов. Писали и обращения по этой проблеме. Ответ один: «Идите в суд». Другого воздействия на страховые компании пока нет. Теперь мы оказываемся в ловушке. Сейчас ГИБДД будут штрафовать нас. Мы задаем один вопрос: «Почему страдают автомобилисты?». Владельцы транспортных средств также часто жалуются на навязывание страховыми компаниями дополнительных услуг, когда заключение договора ОСАГО сопровождается требованием одновременно заключить договор добровольного страхования. Но ведь согласно п. 2 ст. 16 закона «О защите прав потребителей», навязывание дополнительных страховок при продаже полиса ОСАГО незаконно.

В ходе обсуждения проблемы были высказаны конкретные претензии к страховщикам. У тех был ответ один: «Если есть бланки, мы заключаем договора автострахования, если их нет, мы не имеем такой возможности...» При получении владельцами транспортных средств от страховщика отказа в заключении договора ОСАГО, данные правонарушения необходимо фиксировать всеми законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, привлекать свидетелей и направлять полученные материалы, свидетельствующие о признаках нарушения страховщиком законодательства Российской Федерации, в Банк России, ФАС России, Роспотребнадзор, а также обращаться в суд для защиты своих прав и интересов. И в силу п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор не допускается. Уклонение страховых организаций от заключения публичного договора является необоснованным и неправомерным. Автовладелец, которому отказывают в продаже полиса ОСАГО, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки».

Корень проблемы скорее всего в том, что страховые компании «оптимизируют» свой бизнес, уходя от убыточного продукта или «замораживая» его развитие, что называется, до лучших времен. Уже не один год мы слышим стенания страховщиков об убыточности ОСАГО, о том, что базовый тариф не менялся с момента запуска в нашей стране этого вида страхования в 2003 году (для физических лиц — 1980 руб.). В то время как стоимость запчастей и ремонтных работ постоянно растет, количество аварий по вине автовладельцев не уменьшается. Поэтому растут и объемы страховых выплат. Кроме того, страховщиков сильно подкосило распространение закона «О защите прав потребителей» на судебные споры по ОСАГО. Суды стали взыскивать с компаний кроме разницы в оценке убытка еще и штрафы от выигранной суммы. По подсчетам страховых компаний, тариф должен быть повышен на 50%. Иначе они вынуждены будут сокращать бизнес по ОСАГО. Что собственно и стало происходить. Одни решили не торопиться с продажей полисов и дождаться новых тарифов, ограничив продажи полисов под благовидным предлогом нехватки соответствующих бланков, другие навязывают клиентам в связке с полисом ОСАГО страхование жизни или еще чего-нибудь. Третьи предлагают страхователям предварительную запись. Ну а тех автовладельцев, кто уже имеет полис и приехал в офис компании за законным возмещением убытков, понесенных в результате ДТП, некоторые компании умудряются отправлять в Центры урегулирования убытков, расположенные в местах весьма неблизких.

Найти реальные меры воздействия на страховщиков в подобной ситуации непросто. Судебное решение о принуждении компании к заключению страхового договора, дело не быстрое, да и нет гарантии, что даже в этом случае полис вам продадут. А пользоваться собственным автомобилем нужно уже сейчас. Понятно, что в этом случае просто репрессивные меры желаемого результата не дадут. Бизнес не будет работать себе в убыток. Нужны рыночные механизмы. Поэтому рост тарифов неизбежен.

Напомним, что согласно уже принятым поправкам, с 1 июня 2014 года размер оплачиваемого убытка по имуществу должен вырасти со 120 тыс. до 400 тыс. рублей. Вполне возможно, что увеличение ответственности страховщиков поможет остановить «судебный конвейер убытков». Ну а если до 1 июля тарифы на ОСАГО, как и предполагается, синхронно возрастут, то можно надеяться на снижение ажиотажа вокруг покупки полисов «автогражданки».

Кроме роста лимитов в проекте поправок к закону об ОСАГО есть такие нововведения: расширенный список выгодоприобретателей за погибших в ДТП, возможность выплаты возмещения в натуральной форме (направление на ремонт), разработка Российским союзом автостраховщиков единой методики оценки ущерба имуществу и расчета цен на восстановительный ремонт, применение новых правил Европротокола (для оформления большинства аварий сотрудник ГИБДД не потребуется), обязательное досудебное урегулирование споров. О результативности подобных мер говорить еще рано.

Подытоживая обсуждения «Круглого стола», были вынесены следующие решения:
Государство должно регулировать отношения между компанией и потребителем.
90% страховых компаний занимается «ОСАГО». Цены на разумную ставку необходимы. Это было обосновано и объяснено автолюбителям.
Автолюбителям и администрации города необходимо обращаться в Областную Думу с просьбой ускорить решение проблемы.
Необходимо также обратиться и в федеральную монопольную службу, чтобы создать прецедент.

soveschanie-po-avtostrahovaniju-1.jpgsoveschanie-po-avtostrahovaniju2.jpgsoveschanie-po-avtostrahovaniju8.jpg Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

0
0