Волжский Вторник, 26 ноября

От туристического центра до объекта культурного наследия: на горизонте маячит будущее волжского речпорта

Комитет охраны объектов культурного наследия Волгоградской области опубликовал результаты историко-культурной экспертизы, проведенной с января по апрель. Объектом исследования стал «Речной вокзал», обнаруженный в речном порту Волжского, по адресу улица Портовая, 20. Согласно полученной информации, строительство этого здания было начато в 1958 году. В заключении экспертизы содержится обширный исторический материал о Волжском и процессе создания данного объекта. Редакция «Блокнот Волжский», в свою очередь, напомнит читателям об истории волжского речного вокзала.


Прекрасное здание, выполненное в стиле функционализма, является великолепным образцом архитектурного искусства прошлых времен. Фасады украшены величественными фресками и мозаикой, созданными знаменитыми художниками Г.Ф. Барохи и Г.В. Черноскутовым. Сейчас здание не используется, однако оно продолжает впечатлять своей красотой и уникальностью.

Блокнот Волжский


Речной порт находится на улице Портовая, 20. По мнению эксперта, «Речной вокзал» обладает уникальной историко-культурной ценностью, что делает его достойным включения в реестр. Он соответствует установленным критериям объектов культурного наследия, предусмотренным Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

 
О «Речном вокзале», как о виде общественных строений
 
На территории бывшего Волжского речного порта в северной части города находится «Речной вокзал». Построенный вместе с портом, в свое время, этот объект стал неотъемлемой частью инфраструктуры Волжского, благодаря выгодному географическому расположению города, где пересекаются водные, железнодорожные и автомобильные транспортные магистрали. В советское время речные вокзалы стали активно строиться как часть общественных строений, несмотря на историческую древность речного транспорта.

Блокнот Волжский

Для удобства пассажиров, следующих по водным маршрутам, существуют специальные водные станции. Они бывают двух видов: крупные здания для долгих остановок и легкие павильоны для кратковременных привалов. В зданиях водных станций есть помещения для пассажиров, государственных служащих, персонала и хозяйственных нужд, а также гостиничные и другие удобства.

Блокнот Волжский

Ранее на месте вокзала находился дебаркадер для навигации, однако с увеличением числа пассажиров возникла необходимость в возведении крупного здания. После этого пассажиры могли не только приобрести билеты на различные водные маршруты, но и с комфортом ожидать свой транспорт.

 
Строительство.
 
В 1958 году началось строительство речного вокзала, который стал одним из крупнейших в Нижнем Поволжье. Фундамент был заложен 15 октября того же года, а работы по очистке территории начались в сентябре. Экспертом были обнаружены архивные фото, однако открытые источники не содержат информации о строительстве вокзала.

Автор фото: Сиваков Евгений Филиппович. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Автор фото: Сиваков Евгений Филиппович. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»
Автор фото: Сиваков Евгений Филиппович. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» 

К июлю 1959 года уже можно было увидеть очертания будущего здания. 31 декабря 1965 года речной вокзал был открыт для пассажиров, вмещая 250 человек. Порт располагал двумя причалами – для пассажирских и грузовых судов.

Автор фото Сиваков Евгений Филиппович. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»
Автор фото Сиваков Евгений Филиппович. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» 

Рассвет.
 
В 1960-х годах, в период расцвета водного транспорта, старые пароходы, построенные задолго до революции, продолжали свои рейсы по Волге, встречая новые суда, построенные на верфях различных стран. Основным направлением их деятельности были скоростные грузопассажирские линии, соединяющие Москву с городами Ростов-на-Дону, Астрахань, Горький, Пермь и другими. Каждый маршрут включал остановку в Волжском.

Автор фото: Фёдор Шевченко. Источник: Фотоархив Ивана Вдовенко. Фото с сайта «Ретроспектива среды обитания человечества».
Автор фото: Фёдор Шевченко. Источник: Фотоархив Ивана Вдовенко. Фото с сайта «Ретроспектива среды обитания человечества».
    
Параллельно развивалось строительство современных судов на подводных крыльях - «Ракет» и «Метеоров», обслуживающих пригородные маршруты из Волгограда в сторону Дубовки, Камышина, Николаевска, Иловатки, Саратова и других населенных пунктов, расположенных вблизи Волгоградского водохранилища, с остановкой в Волжском.

1978 год. Автор фото: Ю. Емельянов. Источник: муниципальное учреждение «Волжский музейно-выставочный комплекс»
1978 год. Автор фото: Ю. Емельянов. Источник: муниципальное учреждение «Волжский музейно-выставочный комплекс»

Округлое строение речного вокзала выделялось свой уникальным видом. Благодаря удачному расположению порта на Волге, открывались широкие возможности для межрегиональных связей, включая путь к Каспийскому морю и контакты с различными регионами, такими как Северный Кавказ, Азербайджан, Туркмения и Иран.

Порт активно использовался для перевозки грузов, обеспечивая важную транспортную связь, а также предоставлял возможность местным жителям осуществлять путешествия по воде.

1967 год. Негатив цветной. Речной вокзал города Волжский. Автор фото: Тарасевич Всеволод Сергеевич. Источник: Государственное бюджетное учреждение культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»
1967 год. Негатив цветной. Речной вокзал города Волжский. Автор фото: Тарасевич Всеволод Сергеевич. Источник: Государственное бюджетное учреждение культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»

Речной вокзал стал неотъемлемой частью популярного круизного маршрута «Москва – Астрахань». С увеличением спроса на услуги порта, в здании был открыт ресторан высшего класса под названием «Прибой».

Ресторан «Прибой» был одним из самых популярных заведений в городе, о нем писали газеты с восторгом. В нем ценили современный дизайн, высокотехнологичное оборудование и опытных сотрудников.

Заметка в газете «Волжская правда» от 24 марта 1966 года. Источник — Муниципальная информационная библиотечная система Волжского
Заметка в газете «Волжская правда» от 24 марта 1966 года. Источник — Муниципальная информационная библиотечная система Волжского
 
В зале было всего 80 мест, а на улице располагались две просторные веранды на 100 человек каждая, а также кафетерий на 70 посадочных мест. Ресторан работал с 11 утра до 11 вечера, и обладал двумя цехами для приготовления блюд и мороженого. Это заведение притягивало множество пар, желающих насладиться романтическим закатом, а живая музыка каждый вечер создавала уникальную атмосферу.

1967 год. Негатив цветной. Речной вокзал города Волжский. Автор фото: Тарасевич Всеволод Сергеевич. Источник: Государственное бюджетное учреждение культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»
1967 год. Негатив цветной. Речной вокзал города Волжский. Автор фото: Тарасевич Всеволод Сергеевич. Источник: Государственное бюджетное учреждение культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»
 
Закат.
 
Экономическая неэффективность послужила основной причиной упадка Волжского речного вокзала после распада Советского Союза. В то время как грузовой порт, находящийся поблизости, продолжает свою деятельность, несмотря на все изменения.
 
В 1991 году стоянка в Волжском, расположенная на популярной скоростной линии Москва - Астрахань, была исключена из расписания. Дальнейшим шагом к упадку речного вокзала стало прекращение эксплуатации скоростных пассажирских судов после завершения навигации в 1996 году. В июне 2015 года последним теплоходом, причалившим у речного вокзала в Волжском, был двухпалубный теплоход «Григорий Пирогов».
Блокнот Волжский

Сегодня продолжают прибывать грузовые баржи, осуществляя перевозки. В первые годы после того, как речной порт был заброшен, ценные материалы были извлечены из здания вокзала и повторно использованы. Постепенно здание разбирали, продавая как металл, так и стеклотару. Настоящее время характеризуется частным владением компании «Волгоградский речной порт» как территории порта, так и самого вокзала. В последние годы прибрежная зона вокруг здания была огорожена высоким металлическим забором, обитым колючей проволокой.
 
Но сейчас делаются все шаги для того, чтобы речной вокзал из ранее важного экономического объекта города стал объектом культурного наследия

Николай Хомкин

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: История Волжского  
волжскийволжаневолгоградская областьобъект культурного наследияэкспертизаисториякультура
1
0