Волжский Вторник, 23 апреля
Общество, 24.01.2021 10:08

«Все художники пьют. А как без этого творить?»: волжанин рассказал о жизни творческих людей

Волжский художник Денис Шустов прожил здесь всю свою жизнь. За свои сорок с небольшим, он стал неотъемлемой частью культуры города. Денис работал в театре, в музеях, учил рисовать детей и взрослых, проводил выставки и мастер-классы. Настоящий кладезь талантов рассказал корреспонденту «Блокнот Волжский» о жизни по-настоящему творческого человека в нашем небольшом городе. 

- Расскажите немного о себе. Когда вы начали заниматься творчеством?

- Я родился в Волжском. С детства рисовал. Ходил в классе первом в нашу изостудию. Хотя проходил не долго, с этого началась моя любовь к рисованию. Отучился в школе, как все советские дети был пионером. Потом меня забрали  в армию. Когда служил навыки в рисовании даже помогали. Надо было покрасить спортгородок, говорят: «у нас, вон, художник есть». Или все побежали на занятия, а я сижу стенгазету рисую. Когда пришел - работал то там, то тут, по охранам. Всем творческим людям в то время надо было где-то работать. В свободном плаванье никто бы не выжил, денег не было. Не самые интересные периоды жизни. А творчеством я всегда занимался. С детства рисовал. Сейчас больше пишу в графике, гротеск. 

- Сейчас вы в роли свободного художника или занимаетесь чем-то еще?

- Основной работы сейчас нет. Рисую на заказ для газет, выставляюсь. Скоро в нашей картинной галерее, кстати, будет моя выставка. Основная деятельность у меня сейчас учеба на очном отделении. Решил под старость лет закончить. Пишу диссертацию. Она уже сделана, осталось сдать. Буду дипломированным преподавателем изобразительных искусств. Тема моей диссертации «Развитие воображения у младших школьников с помощью изображений». Интересные моменты описываю, когда с помощью геометрических фигур мы учим детей рисовать. Например, лиса: некий треугольник - это голова, еще один треугольник - тело. 

Вообще, от части, я начал учиться, чтоб почувствовать себя молодым. Студенты меня стимулируют. Я хожу на пары, весь такой с пузиком, а кругом они - молодые. Даже бегаю теперь, чтоб соответствовать.

Была такая история, позвал меня одногруппник на концерт панк-певицы из Москвы. Думаю, я тоже когда-то слушал панк-рок в детстве, почему бы не сходить. И стоим мы с ним, значит, к нему друзья подходят, и такие: «Здрасте». А сами ему шепотом: «Это что, предки твои?». Я сразу себя почувствовал, как дурак, чего туда поперся.

Хотя в институте я себя так не ощущаю. Правда, когда только поступил, пока шел по коридору, дети все по стеночкам становились и здоровались. Думали, что я препод, наверное.

WhatsApp Image 2021-01-22 at 15.06.01.jpeg

Фото: Денис Шустов

- Вы уже работали с детьми или собираетесь только после окончания учебы?

- После диссертации я буду скорее преподавателем для студентов. Смогу вести черчение, начерталку и подобные предметы. А с детьми я работал лет пять назад. У меня была академия для маленьких детей и родителей. В выходной день приходили с детских садов родители с детьми, и я им рассказывал серьезные вещи простыми словами.

Был любопытный случай однажды. У меня в кабинете стоял станок для гравюр. Там прокладываются листочки между валом, чтоб сама гравюра не пачкалась. И, вот, пришел к нам в гости Виктор Павлович Филимонов, основатель художественной школы в Волжском. Смотрит на этот испачканный листок, и говорит: «Будто специально делали». Мы посмотрели, пошутили, и он ушел. А я взял этот листочек, вырезал, поставил в рамку и получилась картина. У меня было занятие по рисованию на стекле. Сидят дети, родители, и я поставил мольберт с этой «картиной». Спросил, что на ней изображено. Они все смотрят и один говорит: «тут город, стройка». Все согласились. Я взял, кисточку макнул и по стеклу дорисовал. Получился город действительно. Вот такая интересная лекция. Как у Шемякина, за основу взято пятно, а потом оно дорисовывается и получается картина. 

- Всем детям стоит заниматься рисованием?

- Конечно. Не только рисованием, но и другими творческими занятиями: музыка, театр. Дети, которые воспитываются на творчестве вырастают хорошими людьми. 

- А есть еще какие-то любопытные моменты, связанные с написанием картин?

- Например, я считаю, что по работам художника можно примерно догадываться откуда. Те, кто живет на Юге отличаются от тех, что живут у нас. Они пишут яркими красками. Наши художники, допустим, пишут какими-то темными, выцветшими. Это происходит, потому что художник отражает то, что видит, когда формируется мышление. У них, видно, ярче цвета. Но это, конечно, условно. И местные художники могут рисовать яркими красками, но если присмотреться, все равно будет видна блеклость, стиль местности. Художника же нельзя по работе одной ценить. Если посмотреть на цикл работ, то прослеживается один цвет. На художника влияет среда. 

WhatsApp Image 2021-01-22 at 14.59.05 (1).jpeg

Фото: Денис Шустов

- А после защиты диссертации, вы планируете стать преподавателем?

- Я бы хотел попробовать. Я же только с детьми работал. Со студентами, мне кажется, было бы интересно. Иногда мои друзья зовут меня проводить всякие мастер-классы, мне это все очень нравится. Хотя взрослые слишком прагматичные, все анализируют. А дети, от них идет что-то непосредственно. Как говорил Пикассо: «Мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок». Я думаю, самые благодарные ученики - это дети. 

- Вы говорили, что после армии работали в сферах, не связанных с творчеством. А куда пошли потом?

- Пошел в театр, в наш «Арлекин». В общей сложности, я провел там около десяти лет. После работал в краеведческом музее экскурсоводом, пока не перевели на научного сотрудника. Из краеведческого перешел в картинную галерею, потом в музей полиции и стал псевдо-полицейским. Оттуда меня позвали назад в театр «Арлекин». Год назад я опять от них ушел, в свободное плаванье. А сейчас я очно учусь, даже получаю стипендию. 

WhatsApp Image 2021-01-22 at 15.02.53.jpeg

Фото: Денис Шустов



- Вы сменили много творческих работ. Где понравилось больше всего?

- Мне нравилось работать в картинной галерее «Старая школа». Все местные художники тесно общаются, там мы все друг друга знаем. Да и вообще, выходишь с работы - такая красота, будто загородом. В обед выйдешь, на велосипед сел и на речку, потом обратно. Настроение на оставшийся рабочий день как надо. Но если говорить, оглядываясь на весь опыт за спиной, лучшая работа - та, где ты делаешь только то, чего сам желаешь. Пиши, что хочешь и когда хочешь. Так что, любимая - быть свободным художником.

- А где приходилось тяжелее всего?

- Были у меня разные работы: и с обычными людьми, и с людьми искусства. Но в творческом коллективе - самая сложная. Очень много сплетен, интриг. У всех сложные характеры. Иногда это мешает работать. 

- А как вы после стольких лет в театре перестроились на экскурсовода? Профессии сильно отличаются?

- Когда туда попал, сначала не понимал, что надо делать. В театре все просто - учи текст и играй. Кстати, там я очень натренировал память. Бывало, что актер не вышел на работу, и тебе приходится за него играть. Текст по диагонали пробежал быстро и все - на сцену. Очень удивился, когда пришел экскурсоводом, а мне дали текст и наказали учить. Я прочитал и через пол часа был готов. Спрашиваю, когда рассказывать, а мне - «учи, учи». И вот так я очень долго «учил». Мне уже скучно становилось - по музею ходил, сам все рассмотрел, потрогал. Я уже думаю, в шутку, конечно: «что ж за работа такая, ничего с меня не спрашивают».

Потом рассказал все же коллегам, они одобрили. Начал проводить экскурсии уже. Экспонатов много интересных. Очень понравился мне блокнот, который еще Логинов вел. Записывал что-то в роде «купить столько-то пачек папирос». И вот представлял, как они сидели за круглым столом и дымили все.

Как-то в похожую атмосферу окунулся в Абхазии. Мы сняли номер в частном отеле в Новом Афоне. Там висело много картин, и я поинтересовался у хозяина, откуда они. Он мне рассказал, что его отец - народный художник Абхазии, брат его продолжил дело отца, а он ушел в бизнес. Отправил меня держатель отеля в Сухум. Там было училище, и то ли его отец основал, то ли еще кем-то значимым был, уже не помню. Я приехал, говорю, что член творческого союза художников, ваш коллега. Попросился посмотреть училище. Пустили, даже позвали посмотреть, как рисуют студенты. Самом город, к слову, как в СССР, училище тоже в лучших традициях союза. А тут еще и мой экскурсовод прямо в помещении закуривает. Ходит с сигареткой, рассказывает что-то. Все - ноль внимания. Прямо атмосфера другая была, СССР-овская. 

- Кстати о папиросах, говорят, что все творческие люди ведут далеко не здоровый образ жизни. На самом деле так?

- Не знаю как все, но многие, наверное, да. Я как-то был в Саратове, пошел в дом-музей Кузнецова. Там висит картина «Похмельный Саратов». И я думаю: «ничего себе художники пишут». А потом мне рассказали, что целая серия такая есть, там, «Пьяный Саратов» и другие. И, вот, мне сотрудник этого музея, так и говорит: «Все художники пьют. А как без этого творить?». Но я клеймо, конечно, ставить не буду ни на ком. Но все творческие люди склонны - художники, музыканты, писатели. А в театре, там вообще. 

WhatsApp Image 2021-01-22 at 14.59.04.jpeg

Фото: Денис Шустов, картина «Похмельный Саратов»


- А дети у вас творческие? Пошли по стопам отца?

- Кристина, младшая, ходила в изостудию. Я с ней ходил. Но надолго ее не хватило. Они уже сейчас взрослые, отдельно живут. В семье рисую только я. Женьке, племяннице, как-то дали задание нарисовать портрет Кюхельбекера. Я вот думаю, как ребенку можно вообще давать такое задание. В итоге, задание было для меня. 

- Получается, что творчество для вас - призвание и стиль жизни. А, может быть, у вас еще и хобби есть?

- Есть и хобби. Я очень люблю «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Собираю необычные издания этой книги. Уже небольшая полка собрана. Однажды была забавная история связанная с моим хобби. На выставке я познакомился с волгоградской, которая переехала в Америку. И на открытие моей выставки, она решила сделать мне подарок. Нашла очень старое издание где-то на блошином рынке в штатах и прислала мне. Себе она представляла, что прямо на открытии, почтальон вручит мне посылку. Но в письме она написала, ради шутки, конечно: «Посылаю вам антикварное издание книги...». На таможне это дело все завернули. Забирал я книгу с экспертами месяца три, доказывая, что никакой ценности она не несет. 

- Какие у вас планы на будущее?

- Главное, чтоб в жизни хорошо все было. У меня есть соседи, коммерсанты, у них все - деньги-товар-деньги. Как-то заговорили с ними, о том, что в жизни надо. И, вот, я сказал, что главное, что бы гармония была. А они смеются надо мной, мол, дурак совсем. Хотя я против денег ничего не имею. Деньги - это хорошо, но это хорошо, когда просыпаешься с утра с хорошим настроением и в спокойствии. Классно же. Она жизнь пройдет, а, главное же, счастливым быть. 

Валерия Агеева



Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица нашего города Волжский  
волжскийволжанехудожниктеатргалереяисториябиография
1
0