Взлеты и падения: как появился «Волжский Подшипниковый завод» и почему стал одним из ведущих предприятий страны
Фото: сайт Волжский Подшипниковый завод
Читайте также:
- «Таким не место на дорогах»: волжане считают, что гонщиков нужно лишать водительских прав (07.09.2023 07:29)
- 19-летняя байкерша разбилась в Волжском (06.09.2023 13:14)
- 3 человека в больнице: сводка аварий за 5 сентября в Волжском (06.09.2023 12:43)
- 39-летний мужчина скончался у гимназии в Волжском (06.09.2023 10:00)
- (0 секунд назад)
Краткая информация:
Волжский подшипниковый завод обладает значительными производственными мощностями и современным высокотехнологичным оборудованием. Завод выпускает изделия полностью соответствующих всем техническим предписаниям и действующим стандартам.
В арсенале завода имеются сертификаты немецкой фирмы TÜVRheinlandCert, которая является аккредитованной международной ассоциацией производителей автомобилей. Эти сертификаты подтверждают соответствие международным требованиям структурообразующих процессов завода, а также способность предприятия разрабатывать, проектировать, производить и поставлять подшипники конической и цилиндрической роликовой группы, подшипники шариковой группы и подшипниковые компоненты в соответствии с требованиями потребителей.
Скриншот с сайта: Мир подшипников
Место дислокации:
Продукция:
- роликовые подшипники, комплектующие различные узлы грузовых и легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники и техники особого назначения (ступицы, валы, редукторы, коробки передач, дифференциалы);
- конические ролики;
- автомобильные запчасти.
Скриншот: Сайт Волжский Подшипниковый завод
Об истории.
До образования:
Гипроавтопром Советского Союза получил задание разработать проект будущего Государственного подшипникового завода № 15 (ГПЗ-15) в соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 17 апреля 1958 года.
Госплан выбрал молодой город Волжский для строительства будущего предприятия. Это решение было принято 23 февраля 1959 года.
Первая пятилетка: 1960-1965 годы.
Фото: 1960-1961 гг. Панорама строительства Волжского «ГПЗ-15». Волжский. Источник: Волгоградский областной краеведческий музей.
В 1961 году был основан Волжский подшипниковый завод, на тот момент ГПЗ-15. В холодную зимнюю пору было успешно смонтировано более 100 единиц оборудования. Рабочие и специалисты тщательно проводили этапы наладки станков и запускали их в работу.
25 марта 1961 года был собран первый волжский роликовый конический подшипник 7612К. На этот момент завод имел уже два производственных корпуса.
Завершение года было отмечено вводом в эксплуатацию шлифовально-сборочного, кузнечнопрессового и автоматно-токарного цехов, что стало результатом труда небольшой, но трудолюбивой команды. На тот момент уже было произведено более двухсот тысяч подшипников. Подразделения инструментального и ремонтно-механического цехов успешно готовили к работе.
С 1963 по 1965 годы завод стал основным поставщиком роликовых подшипников для предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. К середине 60-х годов завод достиг проектной мощности первой очереди.
Вторая пятилетка: 1965-1970 годы.
В 1965 году производство подшипников было доведено до 25 тысяч штук ежедневно.
Во второй половине 60-х годов были запущены еще четыре новых подразделения.
Фото: 1967 г. Члены бригады, носящей звание «XXIII съезда КПСС» Волжский завод «ГПЗ-15». Волжский. Источник: Волгоградский областной краеведческий музей.
В 1967 году был открыт цех мелких серий, который успешно функционирует по сей день.
Фото: 1967 год. Город Волжский, панорама Государственного подшипникового завода №15. Из фондов МБУ "Волжский музейно-выставочный комплекс".
За последующие два года цехи конических подшипников №№ 1, 2 и 3 начали выпускать продукцию и одновременно увеличивать свои производственные возможности. Все эти подразделения полностью оснащены комплексными автоматическими линиями.
Фото: 1967. Негатив черно-белый. Волжский подшипниковый завод. В цехе. Автор Тарасевич Всеволод Сергеевич. Источник: Государственное бюджетное учреждение культуры и дополнительного образования города Москвы "Мультимедийный комплекс актуальных искусств".
Третья пятилетка: 1970-1975 годы.
В 70-е годы на Волжском заводе впервые в стране было освоено массовое производство роликовых подшипников 6-го класса точности для автомобилей «Жигули». Этот период отметился значительным ростом выпуска продукции и важным прорывом в качестве.
С начала 70-х сборочные подразделения изготавливали 63 тысячи подшипников в сутки.
Фото: В одном из цехов Волжского подшипникового завода. Дата события: 01.02.1972. Автор: Михаил Кухтарев. Источник: РИА Новости.
В 1973-м и 1974-м годах в строй вступили последовательно 4-й, 5-й и 6-й цеха конических подшипников. Коллективы пятого и шестого цехов занимались сборкой подшипников для легковых автомобилей, в то время как персонал четвертого цеха специализировался на сборке подшипников для грузовых машин.
Фото: 1972 год. Негатив. Жизнь и деятельность коллектива Волжского Государственного подшипникового завода № 15. Автор А. Горбатов. Источник - Муниципальное учреждение "Волжский музейно-выставочный комплекс".
Четвертая пятилетка: 1975-1980 годы.
В 1975-м сборочные подразделения выдавали 166 тысяч подшипников в сутки.
Фото: 1975 г. Мельников Ю.А. – бригадир-наладчик линии токарных автоматов кузнечного автоматического цеха №2 Волжского подшипникового завода, на трудовой вахте в честь XXV съезда КПСС. Фотограф А.С. Яицкий. Источник - Государственное бюджетное учреждение культуры "Волгоградский областной краеведческий музей".
В 1977 году на заводе было начато строительство уникального цеха, специализирующегося на производстве прецизионных подшипников для высокоточного металлорежущего оборудования. Это был первый случай в отрасли, когда такой цех был создан. Великолепным достижением стал выпуск трехсотмиллионного подшипника в сентябре того же года.
Фото: 1977 г. День качества на Волжском Государственном подшипниковом заводе №15. Анализируются причины брака. Заседание ведет начальник цеха Александр Иванович Малкин. Автор Ю. Емельянов. Муниципальное учреждение "Волжский музейно-выставочный комплекс".
1978 год стал важным периодом экспериментов и поисков, когда на свет появились первые партии 4 типов сверхточных подшипников. Серийный выпуск этих подшипников позволил станкостроительным заводам Советского Союза полностью отказаться от импортных комплектующих.
Фото: 1978 г. Волжский Государственный подшипниковый завод №15. Новый цех по выпуску подшипников к легковым автомобилям. Автор Ю. Емельянов. Муниципальное учреждение "Волжский музейно-выставочный комплекс".
Последняя пятилетка: 1980-1985 годы.
В 1981 году на заводе был достигнут важный миллионный рубеж - собран пятисотмиллионный подшипник. В 80-е годы, ВПЗ стал ведущим специализированным предприятием страны по производству роликовых подшипников и успешно достиг проектной мощности.
В 1983 году конвейер завода достиг рекордного показателя, производя ежедневно 205 тысяч подшипников. Параллельно с увеличением объемов производства активно осуществлялся план развития предприятия, включающий создание новых цехов и расширение инфраструктуры.
Фото: 1978 г. Волжский Государственный подшипниковый завод №15. Новый цех по выпуску подшипников к легковым автомобилям. Автор Ю. Емельянов. Муниципальное учреждение "Волжский музейно-выставочный комплекс".
Перестройка.
В период перестройки ЦПП активно взялся за производство подшипников для металлургической отрасли. Он начал выпускать небольшие, одноразовые партии подшипников, которые были аналогичными зарубежным фирмам.
Кризисные годы перестройки оказали негативное влияние на производство. Сегодня предприятие вновь наращивает собственный потенциал, увеличивая производительность, осваивает новые модификации продукции.
Фото: 1989 г. Цех прецизионных подшипников завода ГПЗ №15. Муниципальное учреждение "Волжский музейно-выставочный комплекс".
Кризисные 90-е.
В 90-х годах, не только волжские машиностроители, но и трудовые коллективы по всей стране столкнулись с трудностями. Причина заключалась в том, что предприятия, привыкшие к плановой экономике, оказались в новом мире свободного рынка. Тем не менее, несмотря на эти трудности, подшипники марки 15-го ГПЗ заслужили прекрасную репутацию не только в России, но и за ее пределами - в странах Европы, Азии, Латинской и Северной Америки.
В 1991 году производство подшипников составило 50 тысяч штук в день. Было освоено 17 новых видов для производства.
1 июля 1992 года ГПЗ-15 стал ОАО «Волжский подшипниковый завод-15».
10 декабря 1992 года был представлен на свет первый волжский пылесос «Пума». Однако, несмотря на обещающее начало, законы рынка принесли серьезные изменения в производство. К сожалению, заводу электробытовой техники не удалось выжить в этих трудных условиях.
Фото: 1997 г. Участок сборки пылесосов на заводе электробытовой техники а/о "ВПЗ-15". г. Волжский. Из фондов МБУ "Волжский музейно-выставочный комплекс".
В 1995-м ВПЗ освоил 238 типоразмеров подшипников.
За качество и престиж, за выживаемость в условиях зарождающегося рынка заводчане были удостоены международных наград:
- В 1993-м - «Золотая арка Европы»;
- В 1995-м - «Факел Бирмингема»;
- В 1996-м - «Золотой глобус».
Фото: 1997 г. Испытательная станция подшипников на а/о "ВПЗ-15". Из фондов МБУ "Волжский музейно-выставочный комплекс".
В конце 90-х годов предприятие определило создание мощностей для производства железнодорожных буксовых узлов кассетного типа в цехе прецизионных подшипников как одно из стратегических направлений.
Компания успешно разработала буксовые конические подшипники TBU-130 и TBU-150 с повышенной осевой нагрузкой, которые широко применяются в поездах «Невский экспресс» и «Буревестник», а также в грузовых вагонных составах.
Новый век – старый завод.
В марте 2001 года ВПЗ вошел в состав Европейской подшипниковой корпорации (ЕПК). В процессе реконструкции цехов и участков была осуществлена планомерная модернизация, что способствовало усилению сотрудничества между предприятиями, входящими в холдинг, и сделало его более эффективным и результативным.
Выполнение перевооружения подразделений продолжалось безостановочно. В процессе кузнечно-прессового производства и токарно-заготовительного процесса был осуществлен переход на более экономичное изготовление колец из штучных заготовок. Поставки подшипников на конвейеры отечественных автогигантов, таких, как: АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КамАЗ, МАЗ, БелАЗ, а также предприятия Волгограда, Ростова-на-Дону, Владимира, Липецка, Чебоксар и Минска, осуществлялись без задержек и в оговоренные сроки.
В 2005 году Волжский подшипниковый завод начал реализацию стратегии, нацеленной на рынок ведущих производителей автомобилей, автомобильных компонентов и узлов. Завод добавили в список основных поставщиков продукции иностранным компаниям после проведения аудитов западными специалистами в соответствии с немецким автомобильным стандартом VDA-6.3. Этот шаг стал первым в развитии завода в данном направлении.
В 2006-м и 2007-м годах, завод вышел на поставки подшипников и автомобильных компонентов компаниям DaimlerChrysler, GKN, BPW.
В 2008 году наше предприятие достигло новых успехов, завоевав новых клиентов — передовое предприятие SAF, специализирующееся на производстве осей и пневмоподвесок для прицепов и полуприцепов, а также компания ZF - известный производитель шасси и автоматических трансмиссий. В настоящее время наши эксперты работают над разработкой нового поколения подшипниковых узлов для полуприцепов-контейнеровозов компании SchmitzCargobull в честь юбилейного года.
Роликовые конические однорядные подшипники, используемые в ступицах колес автомобилей «Нива» и «УАЗ», получили высокие оценки и стали финалистами конкурса «100 лучших товаров России» на Волжском подшипниковом заводе. Эти подшипники были отмечены за свои инновационные решения и соблюдение высоких стандартов качества.
Волжский подшипниковый завод — динамично развивающееся современное предприятие. Завод обладает заслуженными наградами, сертификатами и свидетельствами, которые подтверждают его мировое признание и важное место в экономики России, области и, конечно же, города Волжского.
Даниил Некрылов
Источники:
Сайт: «Волжский Подшипниковый завод»
Сайт: «Мир подшипников»
ИА: «Комсомольская правда»