Волжский Пятница, 26 апреля
Общество, 23.02.2019 10:50

У детей с аутизмом я учусь радоваться каждой мелочи, - волжанка

Алена Долженко, по образованию учитель музыки, выбрала для себя не простой путь. Сейчас она работает с детьми с аутизмом, а до этого трудилась в детском доме и коррекционной школе. Почему молодая волжанка выбирает такие непростые профессии, и какие сложности существуют при работе с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра – ред.), - в нашем интервью.

- Алена, где и кем ты сейчас работаешь?

- В социально-реабилитационном центре «Надежда» музыкальным руководителем. Это центр поддержки помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. У меня 4 группы, в каждой не более 8 детей.

- Есть специальная программа для особенных детей?

- На своих занятиях я использую программу для детского сада и адаптирую ее для своих детей. Сейчас мы ввели интересную деятельность – «Музыкальное погружение». Приглашаю туда только маленьких деток с трех лет вместе с родителями.

- Расскажи про детей с РАС.

- Дети с РАС погружены в себя, они создают себе свой мир, в котором им комфортно. У них стереотипное поведение (повторяющееся). Им нравится определенный режим, без каких либо отклонений. Они могут часами смотреть на предмет или выполнять какое-то одно действие. Например, обычным детям нравится всю машинку катать, а детей с РАС с фрагментарным восприятием может заинтересовать только колесо от машинки. Они будут его час-два рассматривать, наблюдать, как оно катится. Но при всем при этом эти дети могут быть с очень высоким интеллектом и сверхспособностями. У меня в группе был мальчик Андрей с феноменальной механической памятью. Он смотрел, как я играю на фортепиано, запоминал глазами, и потом садился и в точности повторял то, что я играла. На тот момент ему было 7 лет. Также он наблюдал за мной, запоминая процесс всего занятия, и когда приходил в группу, он мог провести все занятие от и до. То есть целый цикл занятия он запоминал. Меня это поражало.

4CeWIkVv5Mk.jpg

- Каким образом и где выявляется аутизм?

-Обычно родители замечают, когда ребенок немножко растет по-другому, у них нет выраженной потребности в контакте и общении. Они могут быть более равнодушные, им может не нравиться, когда их обнимают. Активное прикосновение вызывает у них негативную реакцию. Они более холодны к объятиям мамы, они не смотрят глаза в глаза. Контакт у них или отсутствует или минимален. Родители замечают, что их ребенок не такой как все, мало чем интересуется, он может быть зациклен на одной вещи и полдня только этим заниматься. У него малая реакция, практически нет эмоций или обратная эмоция. Родители, замечая все эти признаки, обращаются к специалистам.

- Что тебя удивляет или поражает в твоей работе с необычными детьми?

- Меня поражают перемены. Когда ребенок в начале нашего с ним знакомства не идет на контакт, не поет, не говорит, всего боится, и через два года этот же ребенок уже поет, не боится выступать, идет на контакт, позволяет себя обнимать, меняется одним словом.

xJ7KpE9k2kU.jpg

- Твое педагогическое образование позволяет тебе работать в более «престижных» организациях. Почему ты выбрала этот путь?

- Как то на одном экзамене в институте педагог меня спросила, какой бы я выбрала стиль работы с детьми. Я ответила, что ни за что не буду с ними работать. На тот момент я думала, что не справлюсь, пугалась ответственности. Но уже через полгода устроилась в коррекционную школу, потом в детский дом, работала в детском саду, теперь в «Надежде». Я такой человек, что мне нравится, когда есть свобода самовыражения, когда ты не ограничиваешься рамками программы в школе. В моей работе сейчас это все время креативный подход, свобода. Еще мне интересно, что все время происходит взаимообучение. Я тоже учусь от детей многому, потому что у них другое восприятие.

tLJL9hbQCUg.jpg

- На твой взгляд, какая перспектива у детей с аутизмом в нашем городе?

- Я думаю, если есть целенаправленные усилия, если семья занимается ребенком, делает все возможное, если также они приходят в такие центры, как наш, где работают специалисты, перспектива все же есть. Мы не можем сказать, что мы его вылечим, но мы научим его жить в этом социуме нормально. Чтобы он смог стать полноценным членом общества, смог работать. Также важна работа со стороны обычных детей, чтобы они смогли правильно воспринимать детей с РАС, помогать им. Тут должна быть взаимная работа, как стороны населения города, так и со стороны семьи. Я видела взрослых людей в нашем городе, которые смогли общими усилиями адаптироваться, они работают, и у них, конечно, мощная поддержка со стороны их окружения. Главное - нам всем надо понять, что дети с РАС не хуже и не лучше других детей, они просто другие. Соответственно им нужны другие подходы.

- Что нужно горожанам сделать, чтобы особенным детям жилось комфортно в Волжском?

- Нужно всегда видеть индивидуальность в человеке. Если этот человек отличается, не нужно думать, что он хуже, или какой-то не такой, потому что он делает не так, как я. Нужно относиться с пониманием, что этот человек другой, у него другое восприятие, нужно быть более толерантными друг к другу. Мы все разные, у каждого свои недостатки, но эти дети особенные. Этого не нужно бояться, просто нужно помогать и поддерживать - не сторониться, не пугаться, а улыбнуться.

GJsHJQcUlJc.jpg

- Ты не устала от этой работы? Бывает тяжело?

- От этой работы не устанешь, потому постоянно идет поиск чего-то нового. Здесь нужно постоянно развиваться. Сейчас мир такой, что постоянно меняется, и за детьми порой педагоги не успевают. Иногда нужно догонять детей, потому что они уже все это освоили, взять, к примеру, те же компьютерные технологии. Тяжело бывает, когда не видишь отдачи от детей, они могут быть погружены в себя и реакции на тебя нет, контакта нет – это тяжелый момент. Педагог много отдает и хочет видеть результат, а здесь как будто результата нет, и очень сложно собраться и продолжать. Кажется, как будто безнадежность. На самом деле результат есть. Просто не нужно его ждать прямо сейчас. Главное - посадить семена и они прорастут.

- Что тебе помогает, когда тяжело?

- Дети помогают, их непосредственность, простота. Они учат радоваться самым простым вещам - яркие игрушки, яркий мяч, какой-то звук, картинка. В такие момент детская непосредственность вдохновляет. Когда смотришь, как они реагируют, как то проще начинаешь смотреть на жизнь. Учишься радоваться простым моментам жизни.

e9AKk09IqYY.jpg

- Какие твои дальнейшие планы на жизнь?

- Хочу свою семью и своих детей. Хочется воплотить свой опыт работы уже со своими детьми. Долгое время я не чувствовала такой нужды - я всегда была окружена любовью своих подопечных. Но сейчас мне хочется раскрыть себя с другой стороны.

- Будем надеяться, что все получится. У такого бескорыстного доброго человека должна быть самая лучшая семья. Спасибо, Алена, за интервью. Беседовала Наталья Скачкова.

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица нашего города Волжский  
волжскийволжаненовостиаутизмРАСдети
0
0