Волжский Вторник, 16 апреля

Канатная дорога соединяла Волжский и Волгоград до конца строительства ГЭС

Решение о строительстве волжской ГЭС приняли в 1950 году. Подписали Постановление Совмина "О строительстве Сталинградской гидроэлектростанции на р. Волге, об орошении и обводнении районов Прикаспия" 6 августа почти 73 года назад. С тех пор и начался отсчет появления и нашего родного города. 

Канатная дорога с вантовым переходом. 1950-е годы. Фото с сайта Волжской ГЭС

Каждая эпоха оставляет в истории человечества неизгладимый след. Таким следом в нашей стране вполне можно назвать гидроэлектростанции, которые в прошлом веке возводились постепенно. Одним из таких исторических памятников сталинградской эпохи стала и наша Волжская ГЭС. Раньше она, кстати, носила название Сталинградской. 

Канатная дорога через основное русло реки Волги. г. Волжский, 1956 г. Муниципальное учреждение "Волжский музейно-выставочный комплекс"

Проектирование было поручено институту «Гидропроект». Подготовительные работы по строительству ГЭС начались в 1951 году. Прокладывались дороги, линии электропередачи и готовилась база для строительства. Но оставалась одна проблему - транспортная. Доставлять стройматериалы без дополнительных конструкций было почти невозможно. Тогда было решено построить подвесную канатную дорогу с правого берега Волги до острова Песчаного, где располагался большой бетонный завод.


Канатная дорога на водобое ГЭС и плотины. г. Волжский, 1956 г. Муниципальное учреждение "Волжский музейно-выставочный комплекс"

В 1955 году первая очередь подвесной дороги была пущена в действие. Длинна дороги составляла 1250 метров. С пуском второй очереди через год она доставляла на завод до 800 вагонеток щебня в смену.

Это уникальное сооружение хорошо помнят строители Сталинградской ГЭС. По ней приходилось на работу, и с работы, в Сталинград и обратно. Сначала многие побаивались пользоваться ей, но потом привыкли и относились как к обычной переправе. Хотя для современника зрелище действительно было не слабонервных. Провисая над водой на высоте 100 метров, дорога качалась от ветра, а зимой она и вовсе покрывалась льдом. Одним словом, уверенности в безопасности она не внушала.


Канатная дорога на Сталинградской ГЭС. г. Волжский, 1956 г. Волжский музейно-выставочный комплекс

Начальником канатной дороги был назначен Анатолий Павлович Усков. На строительство ГЭС он приехал с Волго-Дона, где до этого руководил экипажем единственного в стране 14-кубового шагающего экскаватора.

За три года, с конца 1952 по осень 1956 года по канатной дороге перевезли 5 миллионов кубометров строительных материалов. Всего в канатку входило 4 дороги: две по 4 323 метра и две по 1 400 метров.


На работе, на канатной дороге; станция Узловая. 1955-1957 гг. Из фондов МБУ "Волжский музейно-выставочный комплекс"

Всеми операциями на восьми путях управлял один диспетчер с помощью дистанционного пульта и радиотелефонной связи.

Кстати, канатка была незаменима и для обычных жителей Волжского в период ледохода. Иного способа перебраться на противоположный берег просто не было.

Вид с подпорной секции водосливной плотины (вид на запад). г. Волжский, 1956 г. Муниципальное учреждение "Волжский музейно-выставочный комплекс"

Работы по строительству ГЭС велись с использованием труда заключённых (Кунеевский ИТЛ, 46 600 человек). Для строительства был создан специальный трест «Куйбышевгидрострой». А сама Волжская ГЭС имени Ленина была построена в рекордно короткие сроки — с 1950 по 1957 год.

Олег Евсеев
Фотографии: Игорь Бальбеков


Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

волжскийволжаневолгоградволгоградская областьисториястроительстводорогаканатка
0
0