Волжский Пятница, 19 апреля

Кто и зачем вырыл подземные ходы под старым монастырем в Волжском

На месте строительства Волжского в 60-х годах прошлого века обнаружили подземные ходы в районе современного 39 квартала. Карты катакомб до сих пор можно увидеть в историко-краеведческом музее. По официальной версии их вырыла одна из сект, однако после того, как всех приверженцев сослали из города, засыпать ходы не стали. По одной из версий, ими пользовались во время существования монастыря в селе Безродном. 

Группа спелеологов (люди, занимающиеся наукой о Земле, изучением подземных пространств) проводила поиски пещер в районе озера Баскунчак, пытались найти на территориях следы Степана Разина, который бывал в этих местах по одной из легенд - часть современных историков ее опровергают, но в Ахтубе она еще актуальна для местных жителей. 

Поиски историков пещеры Разина не увенчались успехом, но всплыла новая легенда о подземных ходах, прорытых на территории современного Волжского. Лабиринт под землей связывали с существованием женского монастыря в селе Безродном. По другой версии - они появились раньше, когда на территории села была распространена секта. Мол, они и залезали под землю в ожидании судного дня. 



В 1961-1963 годах строители обнаружили подземелье, когда вырывали фундамент под дома в районе 39-го квартала. Но на тот момент, проходы под землей не имели исторического интереса. 

Геннадий Белимов начал собирать сведения о монастыре. Сотрудники местного краеведческого музея и старожилы помогли ему в этом. Так выяснилось, что женский монастырь существовал приблизительно до 1924 года. Располагался монастырь возле бывшей земской школы (сейчас Картинная Галерея). Отсюда берет начало версия о том, что катакомбы вырыли староверы, желающие спрятаться от земного света.



Позже, становится известно о страннике Андрее Лукьяновиче Черкасове. В середине XIX века, по данным историков, он пришел в село Верхняя Ахтуба и поселился рядом с женской общиной в землянке, которую вырыл сам. Был он человеком верующим и посетил не мало святых мест. В селе он стал знаменитым рассказчиком о бытие. У него появились последователи. В какой-то момент Черкасов решил вырыть под городом "вторую Москву", чтобы это ни значило. За счет его авторитета, местные ему помогали. 

Когда в 1878 году из-за греховного поведения Андрея Лукьяновича, его последователи разделились, часть из них отвернулась от странника, а когда Черкасова арестовали, ходы и вовсе забросили и засыпали землей.



Вопрос о том, для чего вообще нужны были подземные лабиринты оставался открытым, пока волжский ученый не отправился в командировку в Ленинградский музей Истории религии и атеизма. Там он подробно познакомился со схемой Киево-Печерской лавры, которая была чистым аналогом карты лабиринтов подземелья в селе на Ахтубе. Выяснилось, что богомольный Андрей жил в знаменитом монастыре. Из-за конфликтов среди братии, посвященным борьбе за высшие должности в храме, Черкасову пришлось уйти в далекие степи Поволжья и вот уже там, он задумал выстроить новую лавру.

Олег Евсеев
Фото: Волжский историко-краеведческий музей


Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: История Волжского  
волжскийВолгоградволгоградская областьподземные ходыисториястроительство
0
0