Волжский Пятница, 03 октября
Общество, сегодня, 09:10

Нищий пединструментарий, унизительное материальное положение и благодарные выпускники: волжский учитель честно ответил на вопросы о профессии к празднику

При слове «учитель» большинство из нас вспоминает своего любимого педагога в школе. Пока волжане придумывают накануне профессионального праздника поздравление своим наставникам и наставницам, предлагаем вам интервью с учителем русского языка и литературы школы № 10 Еленой Цогоевой. У Елены Борисовны не один десяток лет стажа работы в общеобразовательных учреждениях, и она не понаслышке знает всю изнанку профессии учителя.

учитель Волжский
Фото: личный архив Е.Цогоевой

- Почему Вы решили стать учителем?

- Я из семьи инженеров. Поэтому желание стать учителем возникло спонтанно. Хотя мой прадед был директором Киевской женской гимназии, а прабабушка преподавала там же. Возможно, именно это и повлияло на выбор профессии.

- Был ли у вас любимый преподаватель, который стал примером во взрослой жизни?

- В школе у меня не было любимого учителя. Зато мне посчастливилось учиться в институте у замечательных преподавателей: Давид Наумович Медриш, Зиновий Аронович Потиха, Василий Иванович Супрун, Субботина Кира Александровна, Слободская Наталья Ивановна. Все они были мне примером во взрослой жизни. Вспоминаю с благодарностью и теплотой.

- Как проходит ваш обычный день в школе?

- Мой обычный день в школе проходит всегда по-разному. Потому что урок — это сценарий и импровизация одновременно. Нет двух одинаковых уроков и двух одинаковых дней. Профессия учителя никогда не бывает рутинной в прямом смысле слова.


учитель Волжский
Фото: личный архив Е.Цогоевой

- Учителем становятся или рождаются? Это призвание?

- Бесспорно, учителями становятся, а не рождаются. Очень мне не нравится пафосное слово «призвание». Профессия учителя — это одна из самых парадоксальных, сложных профессий в мире. Это не призвание, а настоящая миссия, которая сочетает в себе ежедневный тяжелый труд и моменты высочайшего вдохновения. Это профессия для сильных духом, щедрых сердцем и бесконечно влюбленных в свое дело людей.

- Почему молодежь не задерживается в школе? Что нужно сделать, чтобы они остались в школе?

- Я спросила об этом моего молодого коллегу, который работает в школе второй год. Вот что он ответил: «Я думаю, что основные причины в восприимчивости к контрастам и несправедливости. Если говорить о первом, я имею в виду, что мало кто из молодых специалистов обрывает связи с теми своими одноклассниками, которые ушли после 9-го класса. Контраст между их положением и своим виден всегда четко. 

Я пять лет, от звонка до звонка, проучился в университете, имею научные публикации, всегда находился на повышенном коште, а в итоге моя зарплата меньше, чем у любого среднестатистического или даже самого заурядного заводского рабочего. Никто из моих друзей не писал курсовые, дипломы у каждого купленные, техникумы они закончили абы как, но их положение сильно лучше многих учителей. Сравнивать зарплаты сотрудника буквально любого предприятия с учительской — просто обречённое дело. Конечно, очень обидно наблюдать, что старания награждаются именно так, и это при всей стрессовости работы. 

Если говорить о втором, то у меня, Елена Борисовна, думаю, вы меня поймете, часто появляются мысли о том, до чего я бесправен перед учащимися (только сегодня матерные надписи с парт стирал, в том числе и с моим участием). Для того чтобы это терпеть, нужен сильный идейный запал, работать в этих условиях, кроме как за идею, нельзя никак. 

С другой стороны, лично я не Иисус Христос и не Будда, среди моих однокурсников таких тоже нет, и наблюдение такого отношения заставляет опускать руки, а ведь то, что я написал, ждёт абсолютно каждого молодого специалиста. 

Короче говоря, меня уже второй год угнетает мое бесправие, ужасное отношение и априори нищий педагогический инструментарий. Ну и, безусловно, унизительное материальное положение. Думаю, всё предельно понятно. Комментарии излишни.

- Каких специалистов в сфере образования сейчас не хватает в Волжском?

- В Волжском острее всего не хватает не просто предметников, а специалистов нового типа, способных работать с вызовами современного образования. Эти вакансии сложно закрыть годами! Классические «предметники»: учителя математики, русского языка, информатики, физики, английского языка, химии, биологии. Не хватает педагогов-дефектологов, логопедов, психологов. Почему их не хватает? Низкая заработная плата. Это основная причина. Мне кажется, все это прекрасно понимают.

- Чем отличаются современные школьники от предыдущих поколений? Какой подход к ним работает?

- Различия, безусловно, есть. Это не хорошо и не плохо – это новая реальность. Современные школьники раньше включаются во взрослую жизнь (через Интернет), более осведомлённые о мире (но не о глубине проблем!), более прагматичные и практичные, неплохо владеют цифровыми навыками. И всё-таки, я считаю, что современным школьникам намного сложнее. Они испытывают колоссальное психологическое давление из-за информационной перегрузки: страх перед будущим (экономическая нестабильность, военные конфликты, климатические изменения), необходимость соответствовать кумирам из соцсетей, быть успешным. Именно поэтому у современных школьников выше уровень тревожности и выгорания. В такой ситуации задача учителя не вернуть «как было», а понять новое поколение и помочь им в наше непростое время.

учитель Волжский
Фото: личный архив Е.Цогоевой

- Сколько лет Вы работаете учителем?

- Работаю учителем уже очень долго. С тех пор, как окончила в 1982 году Волгоградский педагогический институт им. А.С. Серафимовича.

- Как Вы проводите свободное от работы время? И нужно ли педагогу и на отдыхе помнить, что он учитель?

- В свободное время стараюсь абстрагироваться от работы, чтобы дать мозгу отдохнуть: читаю, работаю на даче, смотрю новинки кино, вожусь со своими любимыми котами.

- Каким должен быть хороший учитель?

- Считаю, что хороший учитель должен быть профессионалом. Любить свой предмет и детей, которых учит. Миру очень нужны хорошие учителя!

- Вы отслеживаете профессиональную карьеру своих выпускников?

- Стараюсь отслеживать профессиональную карьеру своих выпускников. Некоторыми из них горжусь и восхищаюсь! Одна из моих учениц уже профессор и преподаёт творчество Ф.М. Достоевского в одном из университетов Америки. Другая продолжила медицинское образование в Кельне и работает по специальности. Большинство моих учеников выучились и стали достойными людьми. Надеюсь, они меня помнят.

- Назовите минусы работы учителем?

- К минусам я бы отнесла тот факт, что бумажной работы очень много. Планы, отчеты бумажные и фотоотчеты, характеристики – ежегодно их становится все больше. Еще один минус — вы не сможете понравиться всем. Всегда найдутся недовольные ученики и родители. Поэтому надо делать свою работу профессионально, а не пытаться угодить всем. 

Эмоциональное выгорание — это главный бич профессии. Учитель — это «донор» энергии. Ежедневно нужно быть собранным, внимательным к десяткам разных характеров, выдерживать колоссальную психологическую нагрузку, гасить конфликты. Отдавать приходится постоянно, а ресурсы не безграничны. 

Бюрократия и бумажная работа: огромное количество времени съедает составление отчетов, фотоотчётов, планов, программ, характеристик и т.д. Иногда кажется, что главное — не учить детей, а красиво отчитаться о проделанной работе. 

Высокая ответственность: учитель в ответе не только за знания, но и за жизнь и здоровье детей в стенах школы. И даже за её пределами. В любое время суток, круглый год и во время летних каникул, и в течение своего законного отпуска. Осознание всего этого очень тяготит. 

Работа с родителями: это одна из самых тонких и сложных сфер. Встречаются и гиперопекающие родители, и равнодушные, и те, кто считает, что учитель всегда виноват. Найти общий язык с каждой семьей очень трудно. 

Неадекватная оценка труда: к сожалению, в обществе до сих пор бытует мнение, что учитель «полдня работает и на два месяца уходит в отпуск». 

Ну и, конечно, уровень зарплат, особенно в регионах, не соответствует той нагрузке и ответственности, которую несет педагог.

- А плюсы вообще есть?

- Их меньше, но именно ради этих моментов учителя остаются в профессии, несмотря на все трудности. Приятно видеть результат своего труда. Искренняя благодарность учеников, которые спустя годы пишут или приходят в гости, чтобы сказать «спасибо», — это самая высокая награда. Осознание того, что ты повлиял на чью-то судьбу, помог выбрать путь, поддержал в трудную минуту, — бесценно. 

Еще я бы отметила такое явление как «вечная» молодость. Работа с детьми не дает учителю постареть душой. Вы постоянно в курсе молодежной культуры, сленга, тенденций. 

И, несмотря на устоявшееся мнение, все же есть уважение и авторитет. Несмотря на все сложности, профессия учителя по-прежнему одна из самых уважаемых в обществе. Хороший педагог навсегда остается в памяти своих учеников как значимая фигура. 

Конечно, есть и понимание, что учитель активно участвует в создании будущего: это не пафос, а реальность. Учитель формирует будущее общества. В его руках — умы и души следующего поколения. От того, какими ценностями он их наделит, зависит, каким будет наш мир завтра.

- Ваши советы для тех, кто только мечтает о профессии педагога.

- Могу дать несколько советов для тех, кто только задумывается о профессии или уже сделал первые шаги. Во-первых, будьте реалистами в своих финансовых ожиданиях: зарплата, к сожалению, не соответствует нагрузке. Во-вторых, развивайте эмоциональный интеллект. Вам придется работать с людьми (детьми, родителями, коллегами), а это значит — с их эмоциями. Работайте над стрессоустойчивостью: шум, большое количество задач, давление со стороны администрации и родителей — будьте готовы к этому! В-третьих, учитесь объяснять просто о сложном. Это главное искусство учителя. Освойте современные технологии. Интерактивные доски, образовательные платформы, онлайн-тесты, мультимедийные презентации — все это инструменты современного учителя. Они делают уроки интереснее и эффективнее. И самое главное. Начните с практики. Попробуйте поработать в школе! Вы быстро поймете, ваше ли это.


Справка от "Блокнот Волжский": По информации управления образования города Волжского в школах города  учителей 1213. Педагогов в детских садах 1029. 4 педагога заслуженные учителя РФ.


Добавим, что 5 октября по всей России будет отмечаться профессиональный праздник педагогов - День учителя. Корреспондент  "Блокнот Волжский"  провел опрос среди местных жителей и предоставил возможность им поздравить своих любимых учителей. Подробности смотрите в видео. 

Напомним, сдача ЕГЭ стала буквально настоящей борьбой для некоторых выпускников. Некоторым пришлось оспаривать свои результаты экзаменов. Школьник в Волжском подавал апелляцию на результаты экзамена по литературе. Эксперты отказались повышать баллы. Выпускник намерен обжаловать решение. «Блокнот Волжский» узнал мнение учителя русского языка и литературы Елены Цогоевой, с более чем 20-летним стажем работы. Елена Борисовна прокомментировала эту историю: «Работу препарировали, как тургеневский Базаров лягушку. Сложилось впечатление, что от выпускника школы требовались навыки сравнительного анализа текстов на уровне никак не ниже выпускника университетского филфака. Очень педагогично: всемером макнули школьника по самые уши. С таким ли пристрастием проверяли другие работы? Печально всё это... Так и напрашиваются слова Л. Филатова из «Сказа о Федоте-стрельце»: «Ну и ушлый вы народ, господа педагоги!».

Ольга Петрова


Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

волжскийучительпраздникпедагогденьучителяволжанецогоевапоздравление
1
0