Волжский Понедельник, 20 октября
Общество, сегодня, 16:32

Психологические ловушки осени: как уберечь детей от эмоционального выгорания

Осень — время перемен, которое для многих школьников сопряжено с особым периодом эмоциональной нагрузки. Начало нового учебного года, увеличение объема задач и знакомство с новыми лицами могут стать источниками стресса, вызывая чувство усталости и даже отчаяния. Сегодня мы поговорили с психологом, чтобы выяснить, как эффективно справляться с эмоциональными вызовами и избежать депрессивных состояний в период учебы. В нашей статье вы найдете полезные советы и рекомендации, которые помогут школьникам и их родителям пройти этот этап с минимальными потерями.


Что делать, если подросток полностью разочаровался в школе и потерял желание учиться?

Анна Захарова, эксперт по мышлению и подсознанию, считает, что это очень глубокая и многослойная тема: «Мы не можем рассматривать её односторонне— тут несколько важных моментов. Последние 20 лет дети находятся под сильным прессингом: с одной стороны — общество, с другой — родители. И, к сожалению, родители часто самоутверждаются за счёт своих детей. То, чего они не достигли сами, пытаются реализовать через ребёнка».

По словам специалиста, многие дети перегружены с самого детства: кружки, секции, раннее обучение языкам — всё это без учёта естественных особенностей развития мозга.

Анна подчёркивает: «Первое, о чём стоит задуматься родителям — а не слишком ли занят мой ребёнок? Есть ли у него свободное время просто побыть самим собой, отдохнуть? Это крайне важно. Без этого ребёнок не научится восстанавливаться и управлять своим временем во взрослой жизни».



Какие причины могут стоять за потерей интереса к учёбе?

«Мы растим поколение, которое устало ещё до того, как начало жить. Мозг ребёнка просто не справляется с объёмом информации и нагрузок. Главные причины — несоответствие образовательной системы внутренним потребностям подростка и подавление автономии. Школа часто требует послушания и рутинного труда, в то время как подросток стремится к свободе, исследованию и самовыражению».

Кроме того, добавляет Анна Захарова, большую роль играют  нейропсихологические изменения: «Современные дети привыкли к быстрому дофамину — лайки, короткие видео, мгновенные удовольствия. Планирование, ожидание результата — это то, что им даётся всё труднее и труднее».

Как вернуть мотивацию и увидеть смысл в учёбе?

Анна Захарова советует сменить фокус с оценок на интерес и результат: «Не спрашивайте «какую оценку ты получил?», лучше узнайте — «что было сегодня интересного?». Когда ребёнок понимает, зачем ему знания, мотивация появляется естественно».

Анна Захарова также предлагает связывать школьные предметы с реальной жизнью: показать, как алгебра пригодится в IT, биология — для здоровья и красоты. «Также важно выстраивать дружеские отношения с ребёнком. Он должен уважать вас, как и вы его. И самое главное помнить: подросток должен учиться принимать решения сам».

Как говорить с подростком, чтобы он не чувствовал вины за усталость?

Психолог отмечает, что разговор нужно начинать не с претензий, а с заботы: «Ребёнок должен чувствовать: «я рядом, я тебя слышу, я тебе помогу». Только после этого можно переходить в позицию взрослого: давай вместе подумаем, что происходит и как это изменить. Крики и упрёки тут бесполезны — они закрывают доступ к доверию и усиливают чувство вины».

Как восстановить силы и найти баланс между учёбой и отдыхом?

Анна Захарова предлагает использовать так называемый «метод падающей стрелы» — технику через вопросы: «Зачем мне физика? Чтобы сдать ЕГЭ. Зачем сдать ЕГЭ? Чтобы поступить туда, куда мечтаю. И так — до настоящего смысла. Ещё один инструмент — техника «Помодоро»: 25 минут учёбы и 5 минут отдыха. Можно также добавить элемент вызова: «Справлюсь ли я с этой задачей за 10 минут?» Это поддерживает азарт и концентрацию».

Что помогает справиться со стрессом перед экзаменом?

«В момент тревоги важно вернуть себя в состояние «здесь и сейчас», — советует психолог. — Рекомендую технику заземления «5-4-3-2-1»: назвать 5 предметов, которые видишь, 4 — которых можешь коснуться, 3 — услышать, 2 — понюхать и 1 — попробовать на вкус. Помогают также «квадратное дыхание»  (вдох – 4 секунды, затем задержка 4 секунды и выдох) и физическая активность — контрастный душ, отжимания, приседания».

Стоит ли родителям платить за хорошие оценки?

«Ни в коем случае! — уверена Анна Захарова. — Когда мы платим за отметки, ребёнок учится работать не ради результата, а ради вознаграждения. Как только деньги заканчиваются — исчезает и мотивация. Лучше хвалить за конкретный результат — решённую задачу, выученный стих, проявленное старание. Так формируется здоровое удовольствие от достижения».

Как правильно общаться с подростком?

Психолог рекомендует занимать позицию слушателя, научиться уважать ребёнка: «Я тебя слушаю. Я тебя поддерживаю. Я принимаю твои чувства. Не стоит критиковать — важно слушать и понимать. Лучше задавать открытые вопросы, которые помогают ребёнку размышлять. Например, если подросток помыл посуду — пусть не идеально, но ведь старался. Найдите ту тарелку, которая чистая, и похвалите. Это даёт мотивацию стараться дальше».

Какие признаки эмоционального выгорания у подростков?

«Можно выделить 4 группы признаков: эмоциональные — раздражительность, апатия, агрессия; умственные— ухудшение памяти, рассеянность; физиологические — постоянная усталость, сонливость; поведенческие — отстранённость, потеря интереса к увлечениям. Если вы замечаете эти симптомы, ребёнку нужна помощь - поддержка и отдых».

Как помочь ребёнку, который эмоционально выгорел?

«Первое — это, конечно же, разговор. Без обвинений. Можно начать просто: «Я заметила, что ты часто устаёшь. Хочу понять, что происходит». Нельзя говорить «ты обленился» — так вы теряете доверие. Важно признать чувства подростка: «Я понимаю, что ты устал, это нормально. Я рядом». Иногда ребёнку стоит просто разрешить отдохнуть — даже пропустить день школы. Затем вместе можно пересмотреть нагрузку, убрать лишнее и вернуть интерес к жизни».

Кроме разговора с психологом, мы также вышли на улицы города, чтобы узнать, как волжане справлялись со стрессом в школьные годы. Многие поделились своими воспоминаниями.

«В школьные годы я ела пирожки, чтобы справиться со стрессом. Сейчас, если переживаю, покупаю шоколадки», — рассказала волжанка. 



Многие волжане отметили, что во время учёбы они практически не переживали: «У меня не было стресса ни тогда, ни сейчас». Эти ответы подчёркивают, как тогда так и сейчас, люди сохраняют спокойствие и уверенность.



В заключение хотим подчеркнуть важность обращения за профессиональной помощью. Если школьник испытывает трудности с управлением усталостью и стрессом и не может справиться с этим состоянием сам, а поддержку со стороны родителей не находит, рекомендуем обратиться к психологу. Не стоит бояться или стесняться этого шага — психолог поможет разобраться с эмоциями и найти эффективные способы решения проблемы. В случае, если требуется срочная поддержка, подросток может позвонить на телефон доверия. Главное — не молчать и не бояться обращаться за помощью.

Напомним, ФОК «Авангард» в Волжском 18 октября стал местом, где царили яркие эмоции, спортивный азарт и невероятная энергия. В этот день здесь развернулся юбилейный, пятый фестиваль спортивного клуба «Изумруд». Участники — чирлидеры из разных уголков страны — собрались, чтобы продемонстрировать своё мастерство и побороться за победу. Это были не просто соревнования, а знаменательный день, праздник спорта!

Нина Спицина 

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Комментарий недели Волжский  
волжскийволжанедетистрессучебашколавыгораниепсихологсоветыусталость
0
0