Среди заключенных на строительстве Волжского был командующий флотом: история в лицах
Читайте также:
- В Волжском выявят вредные места для посещения детей (25.09.2023 10:49)
- Облздрав снова решил напомнить волжанам о прививках против ОРВИ (25.09.2023 10:10)
- Волжан снова оставят без горячей воды на 4 дня (25.09.2023 09:33)
- Безопасные фрукты и овощи осенью: календарь сезонных плодов для жителей Волжского (24.09.2023 17:27)
- Волжский заполнили «проверяльщики» счетчиков, доставляющие проблемы (25.09.2023 08:32)
Для большинства волжан давно нет никакого секрета, что огромную роль в строительстве нашего гидроузла и города Волжский в начале 1950-х годов сыграли заключенные Ахтублага. В архивах Волжского краеведческого музея можно найти документальные подтверждения этому.
Фото: Из фондов МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс».
Бывший инженер проектно-конструкторской конторы Сталинградгидростроя (ПКК) Илья Ильич Битюков вспоминал, что контора располагалась на территории 10-го лагерного отделения. Сначала почти все ее работники были заключенные. Начальник ПКК Савелий Сергеевич Киркоров сам ездил в лагеря в Магадан, Воркуту и отбирал среди заключённых специалистов, которых затем привезли на строительство Сталинградской ГЭС. Хороших спецов среди «политических» было много. Имелись и профессор, и архитектор, и даже командующий флотом. Они ходили хорошо выбритыми, одетыми «с иголочки». Битюков вспоминал, что работая в ПКК СГС, он некоторых заключённых даже не видел, поскольку была строжайшая секретность.
Фото: Из фондов МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс».
Как рассказала «Блокнот Волжскому» краевед Екатерина Алексеевна Лоскутова, старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея, многим «зекам» после амнистии 1953 года предлагали остаться, но согласились немногие. Вольнонаёмных в ПКК было человек 12. Среди них Илья Битюков, Леонид Конин, Андрей Мальченко.
- Работник гидромеханизации А.С. Венгелев трудился рядом с заключёнными и на строительстве Цимлянского гидроузла, и на строительстве Сталинградской ГЭС. В 1952 году он приехал сюда, намереваясь остаться. Вскоре на остров Зелёный (тогда его называли Лесным, потому что он напоминал собой густой непроходимый лес) стали привозить этапы заключённых. На острове расположили три отделения Ахтублага: два мужских и женское. Жили они в длинных бараках, стоявших там, где сейчас конечная остановка автобуса. У вольнонаёмных с заключёнными отношения были рабочие, нормальные. «Зеки» находились под наблюдением конвоя и охраны. Всю территорию, где работали заключённые, освещали прожекторами, а чтобы у них был стимул работать хорошо, то один день заключения засчитывался за три. Но только при условии, если выработка была 151 %. Потому бездельников из своих рядов изгоняли сами. Сидели в основном за кражи, растраты, хулиганство. После амнистии освободились жилые помещения, где размещались заключённые. Их переоборудовали, сделали комнаты, куда расселили работников треста «Гидромеханизация». Посёлок строителей на острове Зелёном ещё называли Буздыгаровкой, в честь руководителя треста «Гидромеханизация», майора МВД Буздыгара,- рассказала краевед.
Фото: Из фондов МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс».
«Блокнот Волжский» писал, что в 1-м квартале Волжского, который в то время ещё был посёлком, в здании будущего военкомата (1 отдел полиции ныне) располагалось общежитие офицеров охраны лагерей среднего состава (майоры, подполковники, полковники). Когда общежитие оттуда убрали, здание отдали под другие учреждения, в том числе, исполком поселкового Совета.
Воспоминания сына председателя поселкового Совета Александра Сидоровича Заболотниикова Юрия Александровича бережно хранятся в краеведческом музее нашего города:
«6 июня 1952 года наша семья приехала на место будущего города. Сначала было удивление. Ехал на великую стройку коммунизма, а увидел огороженные в степи проволокой многочисленные зоны и вышки. Великую стройку начинали заключённые. Первые кварталы города построили именно они. С ними же связано и другое воспоминание. В день смерти Сталина учителя отпустили нас с уроков. Идём опечаленные. Кругом траур, паника… Как жить без вождя? А из мест заключения доносятся песни и крики «Ура!». После амнистии больше 10 тыс. лагерников уехали, стройка встала. Но ненадолго. Ф.Г. Логинов выступал всюду, где мог, с призывом приезжать на главную стройку страны. И люди поехали...»
И опять И.И. Битюков: «Когда стройка вышла из ведомства МВД, не стало Ахтубинского ИТЛ, был период, когда денег не платили, работать было некому. В разные места поехали вербовщики. Стали сюда приезжать люди из Коми АССР, из Мордовии, Чувашии и др. мест. Много приехало крестьян, которые мало что умели».
Заявление главному инженеру Сталинградгидростроя Медведеву С.Р. от заключённого, инженера Шаганского Романа Львовича, 1915 года рождения, осужденного по указу от 4 июня 1947 года («Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества») к 12 годам ИТЛ:
«ОЛП-4 18 мая 1951 года.
Заявление.
Я вновь вынужден обратиться к Вам с просьбой об указании командованию ОЛП-4 не отправлять меня в другой лагерный пункт на работу не по специальности (ремонт автомобилей, тракторов).
В апреле с/г по Вашему распоряжению со мной беседовал инженер Киркоров. После предварительной беседы по его указанию я написал замечания к проектному заданию Авторемонтного завода, проектируемого Харьковским отделением Главпромстроя.
В столь краткий срок (4--5 часов) я не мог охватить весь материал, а потому замечания мною даны по основным вопросам.
После вручения инженеру Киркорову текста замечаний я обратился к нему с вопросом, когда и как я буду использован как специалист?
Инженер Киркоров ответил, что я безусловно буду использован на Авторемонтном заводе с начала монтажа оборудования, т.е. с октября-ноября месяца с/г., а до этого в проектном бюро, организуемом на территории ОЛП-4.
Вчера, т.е. 17 мая 1951 года, мне объявлено, что я назначен бригадиром бригады № 27, предназначенной к отправке из ОЛП-4. Так как в течение более 15 лет я специализируюсь по ремонту машин, занимая до ареста должности начальника цеха, производства, главного инженера и начальника ряда военных авто--тракторно- танковых ремонтных предприятий и Академию им. Сталина закончил с этим уклоном, я могу максимальную пользу строительству принести только работая по специальности.
Я терпеливо буду ждать то время, когда меня можно будет использовать по специальности и убедительно прошу оказать мне помощь в этом вопросе.
Отправил из ОЛП-4 без Вашего или соответствующих лиц ведома. Грозит мне оказаться в таком месте, откуда мне будет весьма тяжело попасть на работу по специальности?
З/к, инженер Р. Шаганский (подпись)».
Добавим, что известный в Волжском инженер-строитель, также принимавший участие в возведении Сталинградской ГЭС, Сергей Васильевич Новский, когда-то вспоминал, что заключённые помогали строить не только гидроузел и посёлок Волжский. Их труд оказался востребованным и позднее. Так, в начале 1960-х годов для строительства домов из силикатных блоков в 39-м квартале была построена зона для работы заключённых, которых ежедневно поставляла на стройплощадку ИТК-12. 4 кирпичных общежития в 6 микрорайоне возводили тоже они. В период строительства химкомбината, трубного завода также работали условно осуждённые и досрочно освобождённые. Жили они в отдельных общежитиях, при которых были спец комендатуры.
Напомним, что корреспонденты «Блокнот Волжский» побывали на месте 15-го отделения Ахтублага (Ахтубинский исправительно-трудовой лагерь Сталинградгидростроя). На территории бывшего лагерного отделения остался каменный барак тюрьмы. Это единственный сохранившейся на сегодня осколок прошлой жизни.
Ольга Петрова
Новости на Блoкнoт-Волжский