Волжский Среда, 23 октября

Волжская ГЭС сквозь призму десятилетий

Волжская ГЭС — это не просто электростанция, это символ рождения и развития города Волжского. История её создания уходит корнями в 1931 год, когда при секторе капитальных работ Госплана СССР было организовано постоянное совещание по проблеме Большой Волги. В течение нескольких лет здесь прорабатывались проекты создания на Волге каскада комплексных гидроузлов.

Решение о строительстве Сталинградской ГЭС (так она называлась раньше) было принято в 1950 году после подписания Постановления Совета Министров СССР «О строительстве Сталинградской гидроэлектростанции на реке Волге, об орошении и обводнении районов Прикаспия» от 6 августа. Этот день стал отправной точкой в истории нашего родного города.


Фото из архива центра культуры Волжского

После Постановления началось проектирование станции. Его поручили институту «Гидропроект», которым в то время руководил Сергей Яковлевич Жук — руководитель Гидропроекта в годы войны. Сегодня институт носит его имя.

Создание гидроэлектростанции мощностью более 2 500 МВт было сложной задачей даже для ведущих специалистов того времени. До этого самой мощной станцией в Союзе был Днепрогэс мощностью 560 МВт, а крупнейшей ГЭС — Рыбинская, мощностью 330 МВт. С самого начала было понятно, что Сталинградская ГЭС будет сложной задачей, но вполне выполнимой, как покажет время.



Фото из архива центра культуры Волжского

Для её строительства в Союзе даже создали специальную организацию — «Сталинградгидрострой МВД СССР». Строительное управление образовалось оперативно — в августе 1950 года оно уже работало в интересах строительства мощнейшей на те годы ГЭС.

Важно напомнить и о тех, кто был в строительстве рабочей силой. Рядом с будущей стройкой, в традициях тех времён, был развёрнут один из островов ГУЛАГа — Ахтубинский ИТЛ. Там размещалось более 25 тысяч заключённых. Они были неотъемлемой частью строительства вместе с учёными и студентами всего Союза.

Подготовка к большой работе по строительству ГЭС началась в 1951 году. Ударными темпами здесь прокладывали дороги, линии электропередач, готовилась база строительства.


Канатная дорога на водобое ГЭС и плотины. г. Волжский, 1956 г. Муниципальное учреждение "Волжский музейно-выставочный комплекс"

Оставалась одна проблема — транспортная. Доставлять стройматериалы без дополнительных конструкций было почти невозможно. Тогда было решено построить подвесную канатную дорогу с правого берега Волги до острова Песчаного, где располагался большой бетонный завод.

В 1955 году первая очередь подвесной дороги была пущена в действие. Длина дороги составляла 1250 метров. С пуском второй очереди через год она доставляла на завод до 800 вагонеток щебня в смену.

За три года, с конца 1952 по осень 1956 года, по канатной дороге перевезли 5 миллионов кубометров строительных материалов.


Канатная дорога на Сталинградской ГЭС. г. Волжский, 1956 г. Волжский музейно-выставочный комплекс

К 1 января 1951 года на строительстве Сталинградской ГЭС работало 6084 человека. Максимальная численность заключённых Ахтублага составила 26 044 человек к 1 января 1953 года. Но не только заключённые участвовали в строительных работах. Вольнонаёмные рабочие также съезжались со всей страны, и в 1958 году в великой стройке принимали участие 37 992 человека — это максимальное количество за весь период строительства.

Первый ковш земли из котлована ГЭС был вынут 22 августа 1953 года. Явные шаги конкретно по строительству были начаты уже после смерти Сталина. Ещё через год, летом 1954 года, был положен первый бетон в основные сооружения.


Вид с подпорной секции водосливной плотины (вид на запад). г. Волжский, 1956 г. Муниципальное учреждение "Волжский музейно-выставочный комплекс"

Уже 31 октября 1958 года было завершено перекрытие Волги. Первый гидроагрегат пустили 23 декабря 1958 года. В 1959 году были введены сразу 9 гидроагрегатов. К 1961 году Сталинградскую ГЭС переименовали в «Волжскую ГЭС имени XXII съезда КПСС». В это же время сооружение приняли в постоянную эксплуатацию — точная дата 9 сентября 1961 года.

Олег Евсеев

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Волжский прежде и теперь  
0
0