«Жена президента попросила поддержать в руках коклюшки»,- рукодельница из Волжского о жизни и хобби
Фото: О. Петрова
Читайте также:
- «Деньги на арт-объекты есть, а на остановки – нет»: жители Волжского негодуют от распределения финансов (17.09.2022 11:46)
- В эти выходные намокнут все! Прогноз погоды в Волжском (17.09.2022 08:30)
- В Заволжье обнаружены обширные популяции живокости пунцовой (16.09.2022 20:34)
- «Скажу конкретно кто накручивал голоса»: Евгения Терентьева в «Мисс Блокнот Волжский-2022» (16.09.2022 21:00)
Известная волжская рукодельница мастер текстильных кукол Валентина Шевченко рассказала, как приходит вдохновение, и почему модельер Валентин Юдашкин вручил ей диплом победителя престижного фестиваля.
- В детстве любили играть в куклы?
- Родилась я в селе Рахинка Средне-Ахтубинского района, а детство моё прошло в Азербайджане, где служил в погранвойсках мой отец. Мама была учителем начальных классов, а отец майор-пограничник. На гражданке работал в автотранспорте. Награждён был орденом трудового красного Знамени. Все отпуска и каникулы я проводила в деревне у бабушки. В детстве играла шитыми из тряпочек куклами, но шила их мне бабушка, а дедушка химическим карандашом рисовал им лица. Мы часами играли в дочки-матери, качая пеленашку-младенчика, пели колыбельные, учили потешки и постигали азы материнства.
Фото: личный архив В.Шевченко.
- Кукол стали тоже с детства мастерить?
- В 9 лет я научилась вышивать крестиком. Когда поняла, что уже умею, бросила. Пробовала вязать, но тоже не понравилось. Зато очень любила готовить и наблюдать, как это делает бабушка. В 9-10 лет научилась лепить по-настоящему вареники, а позже печь и особенно украшать кремом торты, которые пекла мама. В конце 1959 г. мы переехали в Волгоград. Я училась в 6 классе. Новая (уже пятая по счёту) школа, новый класс, два года стараний и снова переезд и новая школа, но одиннадцатый класс я закончила почти с отличием. Затем училище культуры (диплом с отличием) и направление в Николаевскую музыкальную школу. Там я вела муз.литературу, сольфеджио, хоровой класс, аккордеон. Начала свою трудовую деятельность с 1,6 ставки, иногда доходило до 2,2 ставки. Тут уж не до рукоделия! В Николаевске вышла замуж, заочно поступила в институт, родила сына, не уходя в декрет, продолжала работать. Академический отпуск в институте тоже не брала. В 1974 году закончила институт и семья переехала в Волгоград. В-общем, рукоделием занялась, когда сын уже закончил школу и дочь была в 5 классе.
Фото: личный архив В.Шевченко.
- Где постигали азы мастерства?
- Пошла на курсы вязания. За полгода освоила вязание на спицах, крючком, филейное вязание, тунисскую вязку и вскоре уже вязала свитера, жилеты и т.д. В начале 90-х это очень помогало обвязывать семью и выживать. Потом освоила вышивку (крест, полукрест или роспись, бисером и т.д.). Вплотную заняться рукоделием заставила работа: сначала в подростковом клубе, а потом в Центре семьи с детьми с ограниченными возможностями. Тут уж я и сценарии праздников писала, и сама их проводила, и вплотную занималась рукоделием, обучая не только детей, но и мам вышивке, кружевоплетению на коклюшках и т.д.
Фото: Ольга Петрова
- Когда поняли, что уже стали мастером и можно показать людям свои произведения?
- В 1997 году мы с детьми участвовали в первой своей выставке (тогда ещё городской) «Диво дивное». А в следующем году в 50 лет я ушла на пенсию. И полностью занялась рукоделием. Из 29 выставок «Диво дивное» я участвовала в 26-и. И считаю, что, как мастер, я состоялась именно благодаря этим выставкам. В 2005 году наша семья переехала в Волжский, и этот город для меня стал «Городом моей судьбы». Здесь я стала дважды бабушкой (и сын, и дочь мне подарили внуков). Именно здесь я стала активно участвовать в выставках, фестивалях, конкурсах. Начало было положено поездкой в Москву в 2008 году на Межрегиональную выставку-конкурс «Русь мастеровая». Моя кукла «Московка», которую я делала на конкурсе, по решению специальной комиссии была взята в Государственный Российский Дом народного творчества им. Поленова. Потом были дипломы Победителя и Лауреата в городе Вятке. в Славянске-на-Кубани, в Суздале, Пензе, Вологде, Курске, Казани, Астрахани. Запомнились международные фестивали в Калининграде, Саранске, Нижнем Новгороде и Семёнове, Казани. Даже в пандемию я участвовала в Международной акции кружевоплетения «Птицы памяти» в Вологде (2020 г.) и «Ганзейский сувенир» в Великий Устюг (2021 г.).
Фото: Ольга Петрова
- Сколько у вас дипломов?
- Всего у меня более двухсот дипломов разных уровней. Но для меня дороже всего маленькая заветная книжечка-блокнот, где можно прочесть более трёхсот отзывов знакомых и незнакомых мне людей на русском, французском, итальянском, китайском языках о моих выставках, работах, мастер-классах, творческих встречах. Читая эти записи, я понимаю, что 30 лет, отданные декоративно-прикладному искусству, прожиты не зря. И хочется ещё много-много лет «творить наперекор судьбе, быть дерзкою в мечтах, и след оставить на Земле в своих учениках». Хотелось бы еще затронуть важную проблему города - закрытие «Центра культуры» в Волжском. Это неправильно решение и ранит души культурных людей.
- Вы еще коклюшками плетете. Говорят, когда ими работаешь звон стоит?
- В 2011 году на Международном фестивале в Вологде я была награждена «Серебряной коклюшкой», и получила ее из рук самого Валентина Юдашкина. Российскому модельеру понравилась моя казачья наколка для волос. Тогда же я стала стать участницей акции, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса. Представляете, на площади возле Вологодского Кремля около пятисот мастериц-коклюшечниц начали одновременно плети кружева. Наблюдавшая за этим на тот момент жена президента Светлана Медведева не выдержала и сама присоединилась к акции, упросив рукодельниц дать ей подержать «коклюшечку».
- Что на ваш взгляд, является вашим самым большим достижением?
- Когда-то я положила два диплома на полку и пошла работать дворником. А когда пришло время снова пойти работать по специальности, я оставила после себя более 70 посаженных и выращенных мною деревьев. И здесь, в Волжском, у моего дома их уже более 10. Мне трудно ответить, что является моим главным достижением, ведь мы живём на свете в нашем земном продолжении (детях, внуках) и людской памяти, а ещё в своих учениках!
Фото: Ольга Петрова
- С такой насыщенной жизнью есть время на другие увлечения?
- Свободного времени практически нет, но иногда люблю почитать хороший детектив и от всего отвлечься, послушать классическую музыку, а если песню, то с содержательным текстом. Любимое музыкальное произведение – I концерт П.И.Чайковского, особенно его жизнеутверждающий финал.
- Расскажите, как создается кукла?
- О народной тряпичной кукле разговор особый. Никогда я и не думала, что такое вроде несерьёзное занятие может увлечь настолько серьёзно. Она не так проста, как может показаться с первого взгляда. Когда-то такая кукла выполняла магическую роль, служила оберегом, участвовала в обрядах и праздниках, в ритуалах, сопровождая человека от рождения и до смерти. И работа над такой куклой – кропотливая и основательная. Это огромный пласт русской культуры. Это знание земледельческого календаря, обрядов и праздников, это история русского костюма разных регионов страны, это большое количество конструкций традиционной текстильной куклы. Это различные виды материалов – ткани, дерево, лыко, льняное волокно, джутовые, шерстяные, льняные нити и т.д. Это разный размер кукол: от двух с половиной сантиметров и до локтевой (около 40 см.). А уж наряжать такую красавицу – одно удовольствие. Можно применить всё свой умение, используя все виды рукоделия, которыми владеешь. И фартук-завеску не просто вышить, а в каждый узор вложить свои пожелания-обереги, и гайтан выплести или выткать бисером, и повойник, кичку или кокошник «жемчугом» изукрасить, и шаль или косынку сплести на коклюшках. И выйдет красавица русская, а в ней частица твоей души, щедрость сердца твоего, доброта и тепло рук твоих. И у каждой свой характер, своё лицо (хотя куколка-то безликая), своё предназначение.
Ольга Петрова
Новости на Блoкнoт-Волжский