Волжский Четверг, 25 апреля

30-километровые траншеи под городом, сектанты и монастыри: какие секреты не знают о Волжском жители

В Волжском в начале 60-х годов прошлого века строителями были обнаружили подземные ходы в районе современного 39 квартала. Самый длинный из них начинался от старой ремесленной школы (ныне картинная галерея) и тянулся до села Заплавное, а это более 30 километров.

Родились подземные ходы под Волжским в 19 веке, когда на территории поселения, тогда еще под другим названием, стала расти и развиваться секта еноховцев. Одной из концепций их идеологии было ожидание Второго пришествия. Причем приверженцы ждали его очень скоро, но когда конкретно - никто не знал. Культ подразумевал, что переждать апокалипсис можно под землей. Именно отсюда и началась история подземелий на территории современного Волжского. 

Позже, когда сектантов выгнали из города, над ходами построили монастырь, он находился на месте современного ЦУМа. Тогда пользование ходами еноховцев приобрело совсем другое значение. 



Сейчас история и о ходах, и о некогда значимом для поселения монастыре почти ушла в лету. Не многие волжане в курсе своей истории, мы решили рассказать, что скрывала территория нашего города до прихода Логинова и города-сада. 

Корреспондент «Блокнот Волжский» спросил у волжан, знают ли они об исторических подземельях города. Как оказалось, большинство волжан не слышали о подземных ходах и женском монастыре. Но попались и те, кто знает и интересуется историей родного города.

- Слышал. Мне бабушка и папа рассказывали, что был такой монастырь и подземные ходы. В старой части было много таких ходов, что даже дома обваливались, а вход в подземелье, где музей картинная галерея,- рассказал молодой волжанин.


Карты подземных ходов можно увидеть на экспозиции в Волжском историко-краеведческом музее. По официальной версии их вырыла одна из сект. Как пишет краевед Тамара Башлыкова в своей книге: «Подземные ходы существовали в селе Безродном с 1860 по 1961 год. Они были вырыты раскольнической сектой еноховцев, которая развернула здесь бурную деятельность, была известна по всему Нижнему Поволжью. Во второй половине XVII века в русской православной церкви произошел раскол, ставший первопричиной создания большого количества сектантских общин, одной из которых было пещерное "братство" в селе Безродном».


Руководил сектой некий Лукьяныч (Андрей Лукьянов-Черкасов). Он вырыл землянку и стал проводить в ней богослужения. Люди услышав о нем стали приходить к нему и, примкнув к его учению, оставались жить и рыть ходы. Устраивали в них кельи – вешали иконы и молились там. 

Эти подземные часовни стали доступны тем, кто искал уединения. Вскоре это уже была целая сеть подземелий со множеством потайных дверей. Но в 1905 году Лукьяныч был арестован и сослан в Сибирь, а его приверженцы разбежались. В 39 квартале был построен женский монастырь, обитатели которого пользовались подземными ходами для своих нужд.

На месте современно здания ЦУМа были главные постройки монастыря. Кстати, на его территории существовало озеро, которое монахини в засушливое время при помощи некого приспособления могли прятать в подземный резервуар.

Фото: Из фондов МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс»

Во время строительства 39-го квартала были обнаружены подземные ходы – более 330 метров коридоров на приличной глубине. Пришлось приглашать специалистов обследовать их, чтобы дома, которые планировали тут воздвигнуть, не обрушились. 

Выяснилось, что начинались они всегда шурфом, а затем на глубине 4 метров расходились несколькими горизонтальными ходами. Некоторые ответвления заканчивались тупиком, видно там и были кельи для молитв. Под нынешними зданиями ВНИИАШ и здания, где теперь расположен Пенсионный фонд, были так же обнаружены шурфы глубиной 8 метров, они находились на расстоянии 0,8 метров друг от друга, но подземных ходов не было. Судя по всему, их просто не успели доделать до разорения еноховцев. По заключению специалистов, эти «шахты» были укреплены и забиты грунтом, чтобы сверху можно было ставить город.

Как вспоминают старожилы Волжского, в 80-х годах еще можно было найти вход в подземелья, и мальчишки часто использовали их для игр. Но после несчастного случая, когда одного подростка завалило землей в таком подземелье, было решено взорвать все входы в подземелья и засыпать, чтобы попасть внутрь было невозможно. 

Краевед Екатерина Алексеевна Лоскутова, старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея, рассказала, что на самом деле находилось на месте современного 39 квартала и в частности ЦУМа.

- Монастырский комплекс, на месте 39 квартала включал в себя две церкви, часовню, колокольню, кельи для послушниц, флигель для монахинь, просвирню, баню, хозяйственный сарай, колодец, пруд, фруктовый сад. Также при монастыре имелось своё кладбище. По воспоминаниям Устиньи Власьевны, бывшей монахини этого монастыря, записанным известным краеведом А.А. Венц-Букатиной, более полувека назад часть монашек занималась по заказу местных жителей стёганьем тёплых одеял, вышиванием простынь, полотенец и тому подобным. Они брали заказы у богатых на изготовление приданого их дочкам. Кроме заказов для частных лиц монахини вышивали салфетки для аналоев, нарукавники и другие вещи церковного обихода, бумажные и тканые цветки для окладов икон, даже венки для умерших, – это тоже приносило доход монастырю. Монастырь набирал девочек и девушек, в первую очередь, сирот, для обучения рукоделию.В процессе обучения рассказывали им о монастырской жизни, о житии святых, о песнопениях. Часть девушек даже впоследствии принимала решение остаться в монастыре и принять постриг, - рассказала Екатерина Алексеевна.


Добавим, что оригинал плана монастыря, который собственноручно нарисовала бывшая монахиня монастыря Устинья Власьевна, хранится в Волжском краеведческом музее. Копия его висит в экспозиции под стеклом, что касается оригинала, то он в очень ветхом состоянии, почти рассыпается.

Напомним, что Волжский - относительно молодой город, однако на его территории жизнь была задолго до появления первостроителей. В 19 веке, например, здесь родилась и расцвела секта еноховцев, о которой в современном мире многие не знают. А зародилась она как раз близ территории современного Волжского. Начало секты относится к 1896–1897 годам. Основателем ее считается крестьянин с Верхне-Ахтубинского Царевского. В свое время она была весьма популярна, но в современной России, если ее приверженцы еще и остались, то в очень малом количестве. Интересуются ей теперь, как правило, лишь историки. 



Ольга Петрова

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: История Волжского  
волжанетайныподземелийразгадаликорреспондентыволжскийвидео
1
0