Блокнот
Волжский
Среда, 26 ноября
Общество, 1 минуту назад

«Старая школа» в Волжском: от руин к новой жизни. История здания, ставшего культурным центром

В Волжском продолжается реконструкция уникального здания, известного горожанам как «Старая школа». Сегодня здесь располагается картинная галерея, но за его стенами — многовековая история, тесно переплетённая с судьбой региона. О прошлом и будущем памятника архитектуры рассказал Максим Николаевич Опалев, доцент кафедры социально‑гуманитарных дисциплин Волжского политехнического института и старший научный сотрудник музея памяти солдат войны и правопорядка.



Корни: село Верхняя Ахтуба и деревянный храм

История места начинается с села Верхняя Ахтуба. В ходе беседы Максим Николаевич подробно разъяснил, как в русской традиции определялся статус населённого пункта:

«Село называлось так, если в нём был церковный приход. Если прихода не было — это уже хутор или деревня. Хутор у казаков, деревня у крестьян по всей остальной российской земле».

Первоначально здесь стояла деревянная церковь из плавного соснового леса, датируемая второй половиной XVIII века. Позднее, в 1869 году, на её месте возвели каменную церковь Николая Угодника.

Опалев ссылается на исследования краеведа Андрея Александровича Крушина (ныне проживающего в Москве), который детально изучил историю церковных приходов Астраханской губернии Царевского уезда. В своей книге «Забытые судьбы» Крушин: проанализировал документы по каждому приходу, составил биографии священников и восстановил хронологию строительства храмов.

«Село было достаточно крупным, насчитывало несколько тысяч жителей. Оно изначально строилось для обслуживания шёлкового завода при императрице Елизавете Петровне», — отмечает Опалев.

При этом село не было монолитным: оно располагалось хуторами от истока Ахтубы до современного Киликова хутора.


Рождение «Старой школы»: 1881 год

Само здание, которое сегодня мы знаем как «Старую школу», появилось в 1881 году. Существует две версии его первоначального предназначения.

Версия 1 (по Крушину): первые 20 лет здание выполняло функцию богадельни — приюта для пожилых вдов. Его создание финансировал местный купец Сучков совместно с родственниками.

Версия 2 (общепринятая): здание изначально было административно‑учебным. На втором этаже размещалась: церковно‑приходская школа, земское училище при Никольском храме.

На первом этаже находились общественные помещения: почтово‑телеграфное отделение (о чём свидетельствуют сохранившиеся кованые петли от ставен в кирпичной кладке), кабинеты местной управы (писарь, казначей, делопроизводитель), возможно, помещение для полицейского урядника, который фиксировал чрезвычайные происшествия.

Архитектура здания — яркий пример неорусского стиля, подражавшего зодчеству XVI–XVII веков. Характерные черты: кирпичные кокошники над каждым окном, фигурные полуколонки по углам, отшлифованные из красного кирпича, узорчатая кладка, напоминающая древнерусские образцы.

«Это образец архитектуры федерального, мирового значения, — подчёркивает Опалев. — Стилистика перекликается с постройками в Саратове, Астрахани, Царицыне, Дубовке и Камышине. Её создавал архитектор Владимир Осыпевич Шербут, который в 1883 году руководил постройкой Исторического музея на Красной площади в Москве».


Испытания XX века

Здание пережило несколько эпохальных событий:

  1. Революция и Гражданская война
    Здесь был расстрелян телеграфист Иван Прокофьевич Казначеев, отказавшийся сотрудничать с армией Врангеля и выдать ключи от телеграфных аппаратов. Его похоронили в церковной ограде, а имя увековечено на памятнике как красноармейца.
  2. Великая Отечественная война
    С января по апрель 1943 года в здании размещался госпиталь № 4187. Оно не использовалось под стационар во время боёв за Сталинград, так как было слишком заметным для немецкой артиллерии. Однако после операции «Кольцо» здесь лечили раненых, переправляемых через Волгу.
  3. Послевоенное возрождение
    Школа вернулась в стены здания в сентябре 1943 года. Документы музея сохранили «трудовую книжку» учительницы математики Марии Георгиевны Романовской, которая после гибели директора в августе 1942 года возглавила учебное заведение. Школа работала до конца 1950‑х годов как неполная средняя (семилетняя).
  4. Период запустения
    В 1950‑е годы, после строительства новых школ № 1 и № 2 в Волжске, здание использовали под мастерские артели и художественную студию. Однако к 1971 году оно опустело — и в этом же году произошёл пожар, превративший постройку в руины.

«Хулиганы устроили костёр, бросили окурки, полы были деревянные… Всё полыхнуло. Печи обрушились, верхняя часть стен рухнула», — вспоминает Опалев.



Второе рождение: от руин до галереи

В 1989 году здание стояло перед угрозой сноса — по генплану его планировали демонтировать как «невыгодное» для реконструкции. Однако ветераны войны, включая Ивана Васильевича Суворова, добились сохранения памятника.

Начались субботники: волонтёры очищали руины от мусора, предприятия оказывали хозяйственную помощь, а городские власти выделили средства на восстановление.

Ключевой момент — заказ специальной серии кирпичей на Среднеахтубинском заводе. Они повторяли размеры старинных, но укладывались на современный бетонный раствор.

К 1994 году здание было восстановлено и открылось как картинная галерея.

«Здание спасли благодаря настойчивости горожан. Ветераны, краеведы, волонтёры — все внесли свой вклад», — подчёркивает Опалев.



Современные вызовы: новая реконструкция

За 30 лет эксплуатации выявились проблемы: недостаточная гидроизоляция фундамента, разрушение кирпичей из‑за влаги (примечательно, что разрушаются новые кирпичи, а старинные до сих пор целы), незавершённая реставрация подвала в 1990‑е (он остался засыпанным после пожара) и ошибки при водоотводе, приведшие к постепенному разрушению кладки.

Сегодня здание вновь на ремонте. Работы ведутся поэтапно, при этом галерея продолжает функционировать: посетители могут любоваться выставками и наблюдать, как памятник архитектуры обретает новую жизнь.



Что дальше?

По планам, реконструкция завершится к началу 2027 года. Основные задачи: укрепление фундамента по периметру, восстановление исторического облика фасадов, решение проблем с водоотводом и консервация старинной кладки.

Важный нюанс: во время работ не прекращается культурная деятельность. Галерея остаётся открытой, а посетители могут видеть, как здание «оздоравливается» — это создаёт эффект сопричастности к сохранению наследия.

«Старая школа» — не просто здание. Это живой свидетель истории, который, несмотря на все испытания, остаётся центром культуры Волжского. Его реставрация — не только технический процесс, но и дань памяти тем, кто боролся за его сохранение.



Олег Евсеев
Фотограф: Александр Агафонов


Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: История Волжского  
Волжскийволжаневолгоградволгоградская областьстарая школаисториякартинная галереябезродное
0
0