Волжский Четверг, 25 апреля
Общество, 01.12.2022 13:31

«У нас не карате, а петушиные бои», - услышал как-то в разговоре волжский тренер по карате Владимир Вершинин

«Не могу с этим согласиться, - говорит Вершинин, - хотя и вижу, что уровень подготовки детей в последние годы заметно снизился».

К этому неутешительному выводу его подвела многолетняя тренерская практика и осознание на пятом десятке жизни простой истины - надо учить ребят не спорту, а искусству карате, в основу которого положено диафрагмальное дыхание. Однажды карате спасет тебе жизнь, и неважно, где это произойдет - в неравной уличной схватке, поединке с судьбой или сражении с недугом, который ты победишь благодаря воле, выкованной на татами. 

«Я мечтаю, чтобы в залы вернулись мужчины»

Романтика карате приказала долго жить. Она растаяла, как дым, вместе с юностью советских мальчишек 70х-80х, с придыханием наблюдавших за эффектными маваши Чака Норриса и Брюса Ли в первых культовых фильмах эпохи видеосалонов - «Путь дракона» и «Выход дракона». 

Чуть позже появились новые герои и другие фильмы, также сподвигавшие очарованных зрителей на овладение секретами карате. 

- Тогда спортзалы были переполнены мужчинами старше 16-18 лет, а сейчас эту возрастную категорию не увидишь, - констатирует обладатель черного пояса (1 дан) Владимир Вершинин. - В те годы карате было интересно взрослым, и мы относились к нему, как к действенному инструменту защиты. Вспомните, какое было время. Конечно, все изменилось, но никто не знает, как будет дальше, и когда умение постоять за себя пригодится.

Владимир Владимирович размышляет, как вернуть карате утерянный престиж и массовость, и речь сейчас не о детях - тех ведут в секции уже с 4-х лет - российские мужчины к этому страстному и бескомпромиссному единоборству, увы, охладели.

«Принципы брюшного дыхания понятнее взрослым»

- Ко мне на тренировки приходил друг и занимался просто  для себя, - рассказывает Владимир Вершинин. - Слушал мои наставления детям и однажды признался - он только спустя три года понял, что я пытаюсь им донести про дыхание диафрагмой. Ведь это чрезвычайно трудно - найти нужные слова с учетом, что один - аудиал, а второй -  визуал или кинестетик.

О том, что дышать надо животом, студент Вершинин впервые услышал от старшекурсника в университете и отложил где-то на подкорке. 

Повторным толчком к пониманию правильного дыхания послужили ежегодные общероссийские сборы в Москве под руководством японских мастеров. 

- Наш куратор как-то поведал, что самая нестареющая мышца в организме - диафрагма, а диафрагмальное дыхание (если им овладеть и развить) уравнивает в плане единоборств старого и молодого, женщину и мужчину. 

И когда я вернулся со сборов, я начал делиться этими знаниями, что многие восприняли скептически.

В этом типе дыхания участвуют и мышцы простаты, вот почему объяснить все взрослому намного проще. А как быть, если ты тренируешь ребенка?

- Я долго думал, и кажется, сумел прийти к понятному разъяснению для детей. Чем раньше они начнут правильно работать диафрагмой, тем быстрее освоят технику карате. 

«Себя считаю каратистом с большой натяжкой»

- В России искусных бойцов можно пересчитать по пальцам, - убежден Владимир Владимирович. - А спортсменов-каратистов много, и очень хороших. Я всегда был только спортсменом, но каратистом - с точки зрения искусства - себя назвать не могу. Вот сейчас вынужден заново осваивать известную мне технику. В японском языке есть два термина - понимание (ощущение) и освоение телом. На уровне ощущения я дошел, а освоению пока мешают проблемы со здоровьем.

Боль после операций все еще дает о себе знать, что, впрочем, не мешает ему тренировать девчонок и мальчишек.

Да, в карате приводят и девочек, правда, Вершинин не особо приветствует женские бои, но получает истинное удовольствие, когда видит грамотное исполнение ката - это формальные комплексы приемов боя. 

- Система подготовки кекусинкай карате позволяет заниматься всем, от мала до велика - объясняет Вершинин. - Постепенно отделяешь бойцов, стремящихся к спортивным разрядам и тех, кто занимается для себя. Но комплексы ката без постижения секретов дыхания малоэффективны. В экзамен потом все входит - база, перемещение и боевая часть, а также комплексы ката, возрастающие по сложности.

- Ты готовишь себя годами к ситуации, где ты сможешь спасти свою жизнь. Но чем больше ты тренируешься, тем меньше вероятность опасной встречи. Это транслируется на уровне энергетики - ты перестаешь вести себя, как потенциальная жертва, у тебя появляется внутренняя уверенность.

«Не надо жалеть детей»

Самая большая беда нынешнего подрастающего поколения, как считает Вершинин, многие не только не умеют, но и не хотят учиться. Раньше никого уговаривать не приходилось - начинающие стремились к овладению навыками, к совершенствованию.

Он приводит пословицу - ничему научить нельзя, всему можно научиться.

- Я безоговорочно поддерживаю родителей, которые максимально заполняют внеурочное время своих детей - кружки, курсы, секции, - заявляет Вершинин. - Некоторые жалеют мальчишек и девчонок - бедные, их лишили детства. Не надо их жалеть, им надо завидовать. Их родители нашли в себе силы организовать и контролировать дополнительные занятия своих чад, а вы называете детством бездумное зависание в гаджетах. 

Ведь большинство круглыми сутками сидит в ноутбуках и телефонах. Это мы раньше с утра до вечера носились во дворах.

- То есть у нас было правильное детство?

- Конечно. У нас все подвижные игры были развивающими. Кстати, я сейчас включаю в тренировки игры на координацию и скорость. «Чехарда», «Ручеек», «Слон» или, к примеру, «Коршун и курочка», которая подходит абсолютно для любого возраста: «курица» охраняет «цыплят», а задача «коршуна» схватить последнего «цыпленка». Это непрерывное движение участников, реакция, перемещение. 

Сейчас азы кекусинкай карате у Вершинина постигают младшие и старшие школьники, а взять в группу он может уже с четырех лет - главное, чтобы ребенок слушал и слышал тренера, имел понятие о дисциплине.

- Когда набираешь детей, очень хочется, чтобы родители, особенно на определенном этапе, контролировали и поддерживали, ведь от них многое зависит, - подчеркивает Владимир Владимирович.

«Люблю брать неперспективных» 

Вершинин признает заслуги наставника, воспитавшего чемпиона из талантливого ребенка, но ориентируется на тех, кто сумеет довести до достойного уровня каждого из своих учеников.

- Мне больше нравится работать с неперспективными детьми. Когда из ребенка что-то получается, я испытываю истинное удовлетворение, - продолжает Владимир Владимирович. Как-то ко мне бабушка привела внука, и я видел, что он боится - руки ватные. Но таким детям я даю возможность постепенно войти в процесс тренировки. И спустя время он зарядил ногой в голову одному из сильнейших учеников, и это было классно. Я уверен, что потом в жизни ему достижения в карате очень помогли.

Первую группу Вершинин набрал из студентов, когда пришел работать в Волжский гуманитарный институт на кафедру истории и международных отношений. Среди них был и Юрий Литценбергер, который позже уехал в Германию и завоевал серебро на Кубке Бранденбургских ворот - приравненном к Чемпионату Европы.

Затем Вершинин ушел во Дворец пионеров, куда родители целенаправленно вели ребятню, подыскивая им лучшие спортивные секции.

- Мне важно, чтобы никто из моих ребят не бросил заниматься, - говорит Владимир Владимирович. - Я стремлюсь довести их до определенного уровня, чтобы было видно - они мои.

Этот уровень предполагает и общефизические упражнения, которые современные дети правильно выполнять не умеют.

- Я как-то двух своих учеников отправил на экзамен, который принимал серебряный призер Абсолютного чемпионата мира по киокушинкай карате Сергей Плеханов. 

В квалификационные тесты - где я не смог присутствовать - были включены отжимания. Из шеренги ребят Плеханов - уже после завершения испытаний - выбрал сначала одного, спросил, кто тренер. Услышал «Вершинин», а потом ткнул пальцем во второго с этим же вопросом. И снова ответ - Вершинин. И вынес вердикт - «Из всей вашей массы только два человека умеют отжиматься». И мне было приятно об этом узнать.

«Хотя бы раз он должен схлопотать в голову» 

- Карате - жесткий вид единоборства, но оно много дает. 

И не столько мотивация играет роль - она приходит и уходит - а дисциплина и привычка. Привычка все делать правильно, но пока ее выработаешь… Я занимаюсь с детьми в щадящем режиме, пока не увижу, что они восприняли базу, как я хочу. Без дыхания, на одной физике - это неправильно. А у тела хорошая память, поэтому переучивать всегда трудно.

- Но главное, это практика. Без соревнований и спаррингов карате мертво. Год пытаюсь заставить их защищать голову, чтобы выработалась привычка. Руки всегда должны быть около головы, заодно тренируются плечи. Но они же забывают, опускают руки, вот вчера двое схлопотали удар в голову и захлюпали носом. Успокоил и спросил - теперь ясно, с чем связана моя требовательность к положению рук в бою? Кстати, чтобы страха не осталось, надо сразу после пропущенного удара вернуться на татами.

По словам Владимира Владимировича, карате кекусинкай для применения в уличной драке имеет существенный пробел - на соревнованиях отсутствует работа руками в голову. 

- С чем это связано?

- Чтобы сделать спорт более доступным, массовым и менее травматичным, от ударов руками в голову отказались. А поскольку большинство тренеров нацелено именно на подготовку к соревнованиям, то и на улице спортсмены становятся уязвимыми.

- И все-таки вне зала навыки, приобретенные на тренировках, пригождаются?

- Безусловно. Первое, чему учатся в зале - терпению, преодолению боли и усталости, страха. Но для улицы нужны не только особые навыки, но и другая психофизика.

- Насколько другая?

- Здесь все по правилам, а там ты должен быть готов к чему угодно и понимать, что у тебя есть твое жизненное пространство. На соревнованиях идет плотный бой, а на улице к себе нельзя подпускать. 

Важно и умение быстро собраться, вне зависимости от психологического состояния, и особенно, если ты задумался и подавлен. Нельзя сдуваться, как шарик, даже при численном превосходстве нападающих. 

- Уметь им противостоять и даже получить по голове, но остаться мужиком - для этого надо хоть раз это сделать. 

На тренировке я иногда специально создаю подобные ситуации, чтобы ребята умели двигаться, видеть противников и выстраивать цепочки противодействия.

Карате как альтернатива фитнесу

Японское боевое искусство - если рассматривать его в плане сохранения своей физической формы - намного интереснее занятий в фитнес-центре, не сомневается Владимир Вершинин. 

- А в каком возрасте к вам можно прийти, чтобы заняться карате?

- В любом, - отвечает тренер. - Девушки, к примеру, ходят на занятия аэробикой, но ведь карате лучше. Здесь работает все тело, хорошая нагрузка, жир сжигается, плюс навыки самообороны. В карате - упражнения на все части тела, все будет накачано, включая те же самые ягодицы, над которыми усердно трудятся в тренажерном зале, тягая железки.

Владимир Владимирович гарантирует сохранность здоровья, обещая следить за тем, чтобы начинающие взрослые или дети с лишним весом не уставали.

- Усталость, в принципе, хорошее чувство, которое надо достичь на тренировке. Но я слежу, чтобы не сбивалось дыхание и не скакал пульс. Сбилось дыхание, выходи и восстанавливайся, потом возвращайся. Любая тренировка начинается с разминки, в которой задействованы все части тела. И очень важна растяжка - это гибкость ваших суставов, и в карате как раз много йоги и стретчинга.

К тому же у занятий в фитнес-зале есть недостаток: нагрузку ты зачастую определяешь сам и делаешь обычно все в кайф для организма. Тренировка каратистов организована по-иному - ты не можешь не тренироваться, что для ленивых становится дополнительным стимулом. 

Владимир Вершинин готов, помимо спортивных, набрать сразу несколько целевых групп:

  • для детей 4-6 лет;
  • женские;
  • для допризывной молодежи;
  • для взрослых без ограничений по возрасту.

Также Владимир Вершинин был бы рад привлечь к утренним тренировкам ребят, которые учатся сейчас во вторую смену. Тем более в Волжском есть свободный с утра зал.

«Я - противник большого спорта»

Вершинин ступил на тренерскую стезю в 1994-м году, оставаясь действующим спортсменом. Он хорошо понимает - чем больше тренеров, тем больше секций и число занятых там детей с возможностью их будущего профессионального роста, отбора и формирования сборных.

- Я уважаю соревнования как этап подготовки, но в целом я противник большого спорта, потому что в жертву кладут здоровье, - резюмирует Владимир Владимирович. - И еще один негативный момент. Я часто выступаю на турнирах в качестве рефери и вижу, как в детях культивируют стремление к победе любой ценой. 

- А нечестные уловки разве не может отследить рефери?

- Может, тем более, что за боем следят пятеро судей - рефери и четверо боковых. Да, скорее всего, неспортивное поведение не пройдет незамеченным, но ущерб-то уже нанесен. Я сам получал удар в пах, и на 99% уверен, что он был продуманным.

Вершинин уверен, что соревнования должны приносить пользу, а не места, во всяком случае, на начальных этапах.

- Иногда просто руки опускаются, когда вижу, как родители с горящими глазами подбадривают ребенка «Давай, давай!»,  - возмущается Вершинин. - А куда «Давай!», если противник сильнее, и я вижу, что второй сейчас хлопочет боковой в голову. Даю знак боковым судьям, чтобы остановить поединок, а родители потом ко мне с претензиями. Но я искренне не понимаю, зачем самоутверждаться за счет здоровья своего ребенка.

Не принимает Вершинин и прилюдное унижение учеников, чем грешит часть тренерского состава. Для него дико, когда тренер на глазах болельщиков дает подзатыльник своему проигравшему спортсмену.

- А ведь личность наставника очень важна?

- Это так. Я вот уехал из Ульяновска, где прожил несколько лет, но оттуда мне до сих пор пишут, что не могут найти хорошего тренера. Кстати, именно в Ульяновске я отфильтровал базовые навыки, с которых должно начинаться любое единоборство - без них ты будешь бойцом только в силу своих природных данных.

Волшебник из страны ОС

Наблюдаю за тренировкой. Японское словечко ОС, оно же ОСУ или ОСС, звучит из уст спортсменов и тренера - на татами, а также при выходе-входе в додзе (зал) - постоянно. Термин многогранный, означающий приветствие, извинение, просьбу или согласие, в зависимости от контекста тренировочного процесса.

А последний для Вершинина, к его великому сожалению, сопряжен с заковыристыми задачками.

- Разные уровни подготовки - разные интересы, - продолжает Вершинин. - С младшими надо больше играть. Но в этом случае будут страдать ребята постарше, а я хочу, чтобы младшие тянулись за старшими. Кроме того, в  тренировочном процессе случаются спады и падения.

- Может быть, спады и подъемы?

- Нет. Спады в физическом плане и падение интереса к карате. Это часто происходит в школе, когда мои ученики взрослеют: у девочек появляются мальчики, у мальчиков - девочки. В этот период у них нередко пропадают желание и интерес к тренировкам. И как тренер я обязан найти золотую середину - нельзя передавливать, но и смысла заигрывать не вижу.

Кстати, со временем Владимир Вершинин стал все острее осознавать разницу между терминами «тренер» и «наставник».

- Меня учили тренеры и вокруг меня все тренеры, но я хочу быть для ребят наставником - дети должны не формальные финты перенимать, а понимать содержание. Нельзя перескочить через какой-то этап. Научил чему-то, переводишь на следующую ступень. В тренерстве, особенно в многочисленных группах, так не получится, только в наставничестве. У твоего ученика обязательно должно быть желание: какой смысл учить человека, если у него отсутствует мотивация? Тогда и будет прогресс.

- А в чем вершина наставничества, чего вы ждете от своих учеников?

- Чтобы они стали мастерами, и показатель мастерства - не места и не звания. Я хочу самовыразиться через детей, чтобы карате для них стал не видом спорта, а искусством. И на соревнованиях это будет видно. Не занятое место, а то, как он показал себя на татами - рисунок боя, филигранная техника, дух и этикет.

Продемонстрировать красоту карате в рамках заданных правил - это великое достижение. И этого можно достичь, когда ты освободился от желания победить.

P.S. На днях в нашем городе прошло первенство Волжского по карате кекусинкай с участием свыше сотни спортсменов, среди которых были и воспитанники Владимира Вершинина, сумевшие в полной мере оправдать доверие своего наставника. 

Марина Кайгородова

Фото Юрия Самодурова (зал, тренировка) и Олег Хаиров (соревнования)



Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица нашего города Волжский  
волжскийволжаневолгоградволгоградская областьспорткаратежизнь
4
2