Волжский Пятница, 19 апреля
Общество, 11.03.2022 15:56

О путешествии в Африку и покорении гор в Непале рассказал фотограф из Волжского

Корреспондент «Блокнот Волжский» 11 марта пообщался со знаменитым фотографом, чьи снимки облетели весь мир. Алексей Гуполов переехал в Волжский в молодости. С тех пор он осел в этом городе, завел семью и начал бизнес. Однако с самого раннего детства, неизменно, большую часть его жизни занимает фотография. 



Благодаря своему хобби волжанин побывал в трех десятках стран, и отовсюду он привозил невероятные снимки. Алексей рассказал о своей жизни, фотографии и том, какого это - любить свое дело всей душой. 

- Расскажите о том, как вы приехали в Волжский. 

- Родился я в Чечено-ингушской автономной советской социалистической республике. Было это в далеком 1972 году в семье потомственного казака и атамана. Жизнь началась отсюда. В Волжском я оказался волею случая. Здесь проживали родственники. В лихие девяностые, после того, как произошла моя комиссация из армии. Я приехал туда, куда позвали. Так и осел в этом городе с далекого 1993 года. 



- Когда и как вы познакомились с фотографией? 

- В пятом классе, давным-давно. Я выпросил у своего отца фотоаппарат. С того момента я и начал фотографировать. Был процесс обучения пленочной фотографии того времени, ничего другого не существовало. Это фиксажи, закрепители и прочее, лаборатория. Вот оттуда и пошло мое увлечение фотографией. Проходили годы, по разному было. Когда-то угасало, потому что на первое место становились другие проблемы. Последние 10 лет путешествия и фотография неразрывны для меня. Можно сказать, что фотографирую я с очень раннего детства.



- Вы называете фотографию хобби. А что для вас тогда работа? Кто вы по специальности? 

- Первое мое образование, после окончания высшего военного училища, инженер-механик колесных и гусеничных машин. Потом я закончил экономический институт, потом юридический. Все это по тому виду деятельности, которым я сейчас занимаюсь, очень помогает. Основной вид деятельности на сегодня – это пассажирские перевозки. Занимаюсь я этим с 1998 года. Наверное, мы были первыми, кто занялся коммерческим видом перевозок в Волжском. До сих пор работаем, как-то тянем, выживаем.


- Не смотря на основной вид деятельности, вы много путешествуете и фотографии, в основном, из других стран и городов. Вы больше путешественник или фотохудожник? 

- Все зависит от того, насколько глубоко я хотел соединить эти 2 составляющие. Для меня путешествие без фотографии немыслимо. Это действительно так. Мои друзья и близкие в курсе, что я не вижу смысла в путешествии без фотографии. Но у меня все же сначала фотография, а потом путешествие.  Я пейзажист. Сидя дома, ты многого не увидишь. Чтобы развить видение самой природы и ее красоты, нужно путешествовать, общаться, изучать работы художников. Это очень долгий процесс. И это не процесс зарабатывания денег. Это процесс моего большого хобби на многие десятилетия.





- Действительно, у вас на снимках почти нет людей. Отсюда вопрос: природу любите больше, чем людей?

- С учетом моего опыта, природа и люди неразрывны, только почему-то в последнее время люди природу уничтожают. А я стараюсь наслаждаться, фотографировать и передать ее первозданную красоту, для того, чтобы люди задумались о том, что мы делаем сегодня. Все-таки ее надо сохранять. Нам кажется, что осталось много нетронутых уголков, но это не так. Их становится все меньше. 





- Много стран успели объездить? 

- Наверное, не меньше 25-30 стран. Много это или мало – не знаю. Если исходить из того, что мир очень велик, конечно, это мало. Но этого хватает, чтобы рассказать внукам, где ты был, и как увлекательно проходила твоя жизнь, на пенсии. Мне есть, что вспомнить, наверное, до конца своей жизни.



- А курьезные ситуации были в путешествиях? 

- Их было много. Например, последняя поездка в Африку в сентябре прошлого года. Я тогда месяц пробыл в Намибии. Большей частью занимались съемкой диких животных в национальных парках. Животные находились в своей природной среде. И когда ты видишь льва, который становится лапами на водительскую дверь и заглядывает тебе в машину, это весьма впечатляет. Когда ты видишь, как животные выходят на водопой, а ты находишься в 30 метрах от них, когда слоны начинают бегать, а кто-то кричит в машине: «Сдавай назад, иначе они нас сейчас раздавят» - тоже впечатляет. Надо иметь или железные нервы, или очень увлекаться тем, что ты делаешь, чтобы выдержать все это.



- Вы проводите в путешествиях так много времени. Как к этому относится семья? Жена ждет дома? 

- Дети выросли. У них уже свои занятия, уже внуков даже привозят. Я думаю, что мое увлечение никак не влияет на семью. Меня поддерживают во всем, в моих начинаниях, путешествиях, фотографии. А жена не сидит и ждет дома. Есть домашние и личные дела. Путешествия или просто выезд с фотографом на фотосъемку – не самое интересное занятие. Чтобы это выдержать, нужно быть фотографом, а не просто сочувствовать или поддерживать. Это работа, большая работа, в процессе которой я увлечен настолько, что кроме окружающей природы, как выстроить кадр, построить композицию, я мало о чем думаю. Ты становишься частью кадра, который у тебя получится. Поэтому лучше, наверное, быть дома, чем сидеть и напрягаться по поводу того, что фотограф увлечен на многие часы. 



- Женщины никогда не ездят с вами в такие путешествия?

- Ездят, но они тоже фотографы. И то, выдержать, когда ты идешь многочасовые треки в горах, когда ты идешь по 15-20 километров в день, нужно иметь физическое здоровье и дух. Первый раз попав в Непал, я честно, сам не ожидал. Когда мы шли на Аннапурна в горы 20 километров, тяжело было всем. Это занятие не для слабонервных. Я приходил с таких путешествий с минусом в 15-20 килограмм. 

- Расскажите о своих выставках и том, где чаще всего появляются ваши кадры. 

- У меня были выставки до пандемии, публиковался в СМИ. Напрямую я не работаю журналами, но когда обращаются – даю кадры. Чтобы именно работать в журнале, надо, чтобы фотография была работой. А для меня это все-таки хобби, и я делаю это не за деньги, а для собственного удовольствия. Поэтому, наверное, и имею возможность творить и никуда не спешить. Планировать так, как мне хочется, а не выполнять задание редакции и прочее. 


- А что можете сказать о волжских красотах? Они у нас вообще есть?

- Очень сложный и интересный вопрос. Везде можно найти то, что понравится. Например, раньше за границей пользовались популярностью фотографии нашей степи. Я очень много езжу по нашей пойме, в Астраханскую область, на лотосы, на барханы. Особенно сейчас, когда это становится наиболее актуально. У меня есть серия фотографий из наших деревень в пойме, которые практически брошены. Я ездил, фотографировал именно такие деревни и дома, на фоне млечного пути. Есть проект, который я периодически пополняю. Это брошенные церкви, храмы Волгоградской области. Когда есть время, сажусь в машину и еду. Кстати, вы спрашивали про интересные истории. Когда я езжу снимать в деревню из 20 человек, где все друг друга знают, становлюсь главным объектом. Обязательно подходят жители, спрашивают, что я тут делаю, почему тут летает неопознанный объект в виде дрона, что это такое и так далее. А в последствии уже приглашают на чай домой, когда я пятый-десятый раз приезжаю. Налаживаю контакт, слушаю истории. И на фоне этого тоже есть масса задумок, которые хотелось бы реализовать в виде фотопроектов. Также и съемка церквей. Обычно я приезжаю в села, спрашиваю, что и как, навожу справки. Всегда находятся те, кто присматривают за этим зданием. Общаюсь с ними, мне рассказывают историю. Есть даже церкви, которым я делал пожертвования. Ну это не в плане того, что я горжусь или не горжусь этим. Это скорее крик души. И, вот, где-то даже закладывали камень с моим именем. Весьма интересные такие моменты. И так по всей стране. Есть, что снять у нас, да. Но есть такие места, куда ты попадаешь, и понимаешь, что в ближайший месяц уйти отсюда не сможешь.





- Сейчас у всех есть телефоны с камерами. Считаете ли вы, что из-за этого профессия фотохудожника уходит в прошлое? 

- Я как-то даже писал по поводу этого статью под названием «Фотография живет одну секунду». Сейчас, в цифровом веке, каждый может снять, разместить что-то в своих соцсетях. Но это не фотохудожники. Мы должны различать понятия «фотохудожник», «фотограф, который снимает репортажную съемку» и так далее. Когда мне говорят, что мои фотографии больше похоже на картины, я всегда говорю, что я не репортажник, не передаю события, я делаю фотографию так, как я ее вижу. Быть фотохудожником – это очень много работы, знание программ, склейки. Этому надо учиться. А просто сфотографировать, да, сейчас очень много людей, которые это делают. Я надеюсь, что фотографии, которые делают фотохудожники, все-таки задерживают взгляд на снимках чуточку дольше. 


- Дети и внуки пошли по вашим стопам?

- Внуки еще маленькие, дети – нет. Они занимаются другими вопросами, и фотография как таковая, их не интересует. Да, они видят мои работы, и пишут о том, что это красиво, но не более того. Все-таки это такое занятие, которое нужно любить и сопереживать. Наверное, этим и отличаются работы фотографов от работ любителей, внутренним миром и ощущениям. Я передаю в своих фотографиях то, что хочу, чтобы почувствовал человек, который их увидит. А просто фото – мы видим тысячу фотографий ежедневно. Наверное, это нас, фотографов подстегивает снимать глубже, чем обычный человек, который снимает на телефон.


- Вы бы хотели сказать что-то в заключение?

-   Анри Картье-Брессона сказал, что это иллюзия, что фотографию делает камера. Фотографию делают глаза, сердце и голова. Наверное, начинающим фотографом эти слова как раз подскажут, для чего они идут в фотографию, да и большинству людей. Я запомнил эти слова лет 15 назад и до сих пор они для меня как мантра.



Олег Евсеев
Фотографии: Алексей Гуполов

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица нашего города Волжский  
волжскийволжаневолгоградволгоградская областьфотофотографжительгородпутешествияафриканепалгорывидеофотографии
1
0