Волжский Пятница, 19 апреля
Общество, 22.06.2021 15:10

Мы помним, мы гордимся: Волжский во время Великой Отечественной Войны

Во вторник, 22 июня, в Волжском проходит День памяти и скорби, посвященный началу Великой Отечественной Войны. Этот день стал национальной трагической датой.

Город-спутник вырос на высоком берегу Ахтубы, где располагалось село Безродное (Верхняя Ахтуба). Безродное - одно из первых русских поселений в этих местах. Жизнь мирно протекала в небольшом поселении до тех пор, пока в 4 часа утра 22 июня в далеком 1941 году немецкие войска не атаковали западные границы Советского Союза от Балтийского до Черного моря. Так началась Великая Отечественная Война.

На следующий день, 23 июня, объявили мобилизацию в армию мужчин 1905-1918 годов рождения. Села Безродного это тоже коснулось - здесь сборный пункт призывников был в помещении школы, мобилизованные получали вещевое довольствие.

По мере того, как немцы приближались к Ростову-на-Дону, угроза прорыва к Волге становилась все больше. Тогда Сталинградским городским комитетом было принято решение о строительстве оборонительных рубежей в Сталинградской области. Левый берег Волги стал районом большого оборонительного строительства. Возводили сооружения инженерные войска и местные жители, в основном женщины, старики и дети. Строились оперативные и постоянные аэродромы. С марта по август 1942 года на левом берегу Волги в районе Ленинска и Средней Ахтубы возвели 2 оперативных аэродрома для базирования частей 8 Воздушной армии, укрытия для самолетов и мосты.

Благодаря усилиям местных жителей возводились и пути сообщения. Осенью-зимой 1941 года на левом берегу Волги началось крупное строительство однопутной железной дороги Сталинград-Паромное-Владимировка протяженностью 180 километров.

Магистраль построили в кратчайшие сроки - за 2,5 месяца или же за 72 дня. Новая железная дорога устранила почти 250 километров бездорожья, позволила отправить эвакуированных дальше на восток. По этой дороге с Урала и из Сибири подвозили сырье и грузы для оборонной индустрии Сталинграда. В дни битвы на Волге она была единственной линией, которая подходила непосредственно в ближайший тыл Сталинградского фронта. По железной дороге Сталинград-Владимировка шли сотни эшелонов с боевой техникой, личным составом, продовольствием, горючим. А обратно на восток поезда отправлялись с ранеными, беженцами и заводским оборудованием. Вклад женщин был великим - они трудились здесь диспетчерами и путейцами, тем самым заменяли собой призванных на сражение мужчин.

На территории будущего Волжского действовал укрепленный район из окопов, траншей и огневых точек. В прибрежной части сел Погромное и хутора Осадная Балка оборону держала 300 стрелковая дивизия.

Благодаря многочисленным кустарникам и лесу в Волго-Ахтубинской пойме создавались благоприятные условия для скрытного передвижения войск от железной дороги к переправам через Волгу, а также хорошо укрывались базы снабжения сражающихся армий, склады горючего, боеприпасов и медикаментов.

На территории Заволжья развернули крупную госпитальную базу действующей армии. В селах, хуторах, на берегах рек Ахтубы и Волги работало 127 госпиталей. С марта по август 1942 года в Ленинском и Среднеахтубинском районах строили два оперативных аэродрома. В начале августа на аэродромах завершили основные работы и большинство частей 8 воздушной армии перелетели на заволжские аэродромы, откуда огромную помощь оказывали войскам Красной Армии в Сталинграде.

Населенные пункты Левобережья подверглись жестокой бомбежке и обстрелу: жители настолько боялись, что покидали свои дома и уходили в поймы, леса, рыли землянки и укрывались в них.

В годы Великой Отечественной Войны совхозы лишились тракторов и машин, приходилось работать только силами женщин, стариков и детей. Они собирали огромные урожаи овощей и фруктов в Среднеахтубинском и Ленинском районах и снабжали Красную Армию и госпитали.

Строились не только наземные, но и подземные госпитали, защищенные от воздушной атаки врага. Оборудованы они были как блиндажи и штольни в обрывистых берегах Ахтубы.

Моряки Волжской Военной Флотилии действовали на Сталинградских переправах, проявляя героизм. В Сталинградской битве участвовало свыше 1000 кораблей и судов флотилии Нижне-Волжского, Средне-Волжского речных пароходств и пароходства «Волготанкер».

Понтонный мост перебросили через реку Ахтуба у села Средняя Ахтуба на том месте, где впоследствии возвели капитальный автодорожный мостовой переход. По мосту проходили маршевые пополнения. В октябре 1942 года к Тракторному заводу навели два таких пешеходных штурмовых понтонных моста.

Мирных жителей и раненых бойцов эвакуировали через Волгу на левый берег под открытым огнем на пароходах, баржах, лодках, катерах. А когда в декабре 1942 года река замерзла, а окруженные немцы стали экономить боеприпасы, организовали ледовую переправу по которой шла даже тяжелая военная техника.

Схватки в воздухе шли не только в Сталинграде, но также и в селе Безродном. Здесь при выполнении боевого задания погиб летчик, майор 240 авиаполка Николай Васильевич Тимченко. В воздухе сражались и девушки-летчицы. Марина Раскова сформировали три женских авиаполка по заданию Сталина. Клава Нечаева - истребитель 586 авиаполка возвращалась с задания в Сталинграде на аэродром в Средней Ахтубе, приняла на себя удар двух немецких истребителей и тем самым спасла жизнь своего командира. А Лилия Литвяк - летчик-истребитель того же авиаполка сбила 12 немецких самолетов и стала одной из самых результативных летчиц войны.


Анастасия Бахтина

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

Волгоградская областьВолжскийВОВвойнаисториясобытияДень памяти и скорбипамятьсолдатывойска
0
0