Волжский Суббота, 20 апреля

Волжский рак против креветки

Когда впервые в нашем краю, известном своими огромными запасами раков, появилась в продаже креветка, то ее покупали как экзотический товар, с единственной целью — попробовать на вкус. Скрюченная, сваренная за тридевять земель, да еще и в два раза дороже раков, креветка не вызывала острого желания повторно ее попробовать. Тем более, раков вокруг было много и, если на рынке не удавалось купить, то поехать с друзьями на рыбалку и там поймать, запросто.

Но постепенно раков в водоемах становилось меньше, поймать их стало труднее, а стоимость раков на рынке сравнялась со стоимостью креветки в торговом центре. Но настоящие ценители волжских раков и традиций еще долго не изменяли раку и, невзирая на его дефицит и стоимость, продолжали игнорировать креветку. Но, вскоре, и они сдались. Креветка победила.

В первой части о противостоянии волжского рака и креветки будет краткая история о волжском раке.

Официальный учет вылова раков начали вести с 1940 годов, так как до этого периода рак не подлежал регулированию и считался на Нижней Волге сорным объектом, мешающих рыбакам ловить рыбу. Даже у классика русской рыбалки Сабанеева Л.П. о раке сказано лишь то, что его хорошо использовать в качестве наживки для лова рыбы. А в народе широко бытовала поговорка «на безрыбье, и рак рыба», что означало, как минимум, пренебрежительное отношение к ракам. Поэтому, сколько его вылавливалось в те старые времена точно теперь уже не установить, но то, что его было достаточно много, можно судить по рассказам русских классиков, которые не обходили эту тему, описывая быт жителей России.

Первая статистика о вылове раков появилась в 1940 году, когда самая рыбная в стране Астраханская область отчиталась о выловленных 10 тоннах раков. Сталинградская (Волгоградская) область в статистике за этот год представлена не была. В 1950 годы Астраханская область отчитывалась о годовом вылове в 120 тонн при максимальном вылове речных раков в водоемах СССР в 1000-1200 тонн, из которых около 50% добывали в водоемах Украины.


В Волгоградской области в 1964 году вылов раков достиг максимума и составил более 200 тонн. Далее лов раков только сокращался (речь идет только об официальной статистике) и в 1988 году впервые был введен 3 летний запрет на вылов раков.

Биология речных раков не предрасполагала к такому резкому сокращению его запасов. Рак не осетровые, плотина им не мешает идти на нерест. Раки растут быстро и на третьем-четвертом году жизни становится половозрелым и могут давать потомство. Одна самка дает жизнь 200-300 рачкам. Пищи в озерах и реках достаточно. Рачьих болезней, таких как рачья чума и ржаво-пятнистая в России давно, к счастью, не было.

Так что же произошло? Ну, и кто виноват?

У раков в природе есть враги, и они могут нанести определенный вред. Врагами речных раков среди рыб являются сом, налим, угорь, щука и окунь, которого называют "лютым врагом рака". Отмечено, что окунь поедает раков не только в период их линьки, но и тогда, когда их панцирь достаточно твердый. Из млекопитающих раков поедают водяные полевки, выдра и норка. В ряде районов большой ущерб запасам раков наносит ондатра, в связи с чем присутствие ее в рачных водоемах считается крайне нежелательным.


Но объективность не дает свалить всю вину на водных животных с которыми раки существуют бок о бок тысячи лет. А вот человек, с раколовками, бреднем, ракохватами, да и просто с помощью рук, может выловить столько раков, что все вышеперечисленные враги покажутся ракам милыми друзьями.

Можно уверенно утверждать, что сокращение запасов раков в водоемах Волгоградской области и, особенно в Волго-Ахтубинской пойме, произошло по причине неумеренного вылова раков рыболовами. А проще сказать, браконьерского вылова. Вылавливали раков в таких масштабах, что он не имел возможности самостоятельно воспроизводить свою численность.

По рекомендации бывшего директора Волгоградского отделения ГосНИОРХа Нефедова Владимира Николаевича, знатока рыбной поймы и корифея «ракоразводных» наук, вылавливать, без нанесения ущерба для численности рака в водоеме, можно только половину обитающих в нем взрослых раков. Оставшаяся половина будет способна поддерживать сложившуюся численность. Но, а если мы хотим увеличить запасы рака в водоеме, то надо учитывать кормовые и прочие условия обитания раков и проводить дополнительные мероприятия по повышению эффективности нереста.

Но человек, в отличие от остальных природных врагов раков, вылавливал гораздо больше половины, что и привело к печальному результату.


В настоящее время, статистика официального вылова рака в водоемах Волгоградской области отсутствует. Все, что продается на рынках и вывозится за пределы области — это неучтенный и, по большей части, незаконный вылов. Объем этого вылова трудно предположить, но он во много раз меньше, чем было по официальной статистике 50 лет назад.

Как-то стало обычным в последнее время, что с исчезновением осетров, а за ними волжской сельди и вот теперь раков, мы как-то быстро привыкаем к этому и перестаем вообще говорить на эти темы. Не говорим и, как будто, нет проблемы.

А волжских раков повсеместно стала заменять креветка. Креветка стала доступнее, так как сегодня стоимость раков поднялась выше не только стоимости креветки, но и выше стоимости чилийского лосося, считающегося деликатесным продуктом.

Как креветка стала хозяйкой наших магазинов расскажем в следующем материале.

    Сергей Мальцев

 

Новости на Блoкнoт-Волжский

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волжский»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Рыбный день  
волжскийволжаневолгоградволгоградская областьракрыбаеда
0
0